koob.ru

Франсиско Гойя. Книги онлайн

Франсиско Гойя

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco José de Goya y Lucientes; 30.03.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16.04.1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

Учился в Сарагосе у X. Лусан-и-Мартинеса, потом (1769 г.) отправился в Италию.

В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на античную тему, вернулся в Сарагосу, где писал фрески.

Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде. В 1776 — 1780 и 1786 — 1791 гг. художник выполнил свыше 60 панно для королевской шпалерной мануфактуры — они служили образцами (картонами) для ковров.

На панно он изображал яркие сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 г.; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», оба 1778 г.; «Игра в пелоту», 1779 г.; «Молодой бык», 1780 г. «Раненый каменщик», 1786 г.; «Игра в жмурки», 1791 г.).

С начала 80-х гг. XVIII в. Гойя получил известность как портретист. Первые его работы в этом жанре отличались парадностью (портрет графа Флоридабланка, 1782 — 1783 гг.).

Однако со временем всё больше начинают ощущаться интимность и лёгкая ирония по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787 г.; портрет маркизы Анны Понтехос, около 1787 г.).

В 1780 г. Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1786 г. назначен придворным живописцем. В этот период художник сблизился с испанскими просветителями Г.М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М.X. Кинтаной.

Осенью 1792 г. Гойя тяжело заболел и оглох, однако не оставил работу. Конец 90-х гг. XVIII в. — начало 10-х гг. XIX в. — пора расцвета портретного творчества художника.

В его работах звучит целая гамма переживаний: от одиночества и незащищённости человека (портреты сеньоры Бермудес, Ф. Байеу, оба 1796 г.; портрет Ф. Савасы Гарспы, около 1805 г.) до стойкого сопротивления невзгодам («Ла Тирана», 1799 г.; портреты доктора Пераля, 1796 г., Ф. Гий-марде, 1798 г., Исабель Ковос де Порсель, около 1806 г.).

Картина «Семья короля Карла IV» (1800 г.) прекрасно передаёт глубокую неприязнь Гойи к испанским монархам. Он даже не пытается приукрасить чопорные, властолюбивые и в целом невыразительные лица моделей.

Совсем иначе художник передаёт таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе 1802 г.).

Одним из самых ярких произведений Гойи по праву считается первая большая серия сатирических офортов «Капричос» (исп. «фантазия», «игра», «воображение»; 80 листов с комментариями художника, 1797 — 1798 гг.).

В годы оккупации Испании войсками Наполеона I Гойя пишет глубоко патриотические картины, проникнутые любовью к родному народу («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», обе около 1814 г.; серию офортов «Бедствия войны», 82 листа, 1810 — 1820 гг.).

Работу над офортами он заканчивал уже в обстановке реставрации в Испании монархии Фердинанда VII и жестокой реакции.

Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. Здесь, вдали от родины, он писал портреты своих друзей-эмигрантов, осваивал новую технику литографии (серия «Бордосские быки», 1826 г.); создал полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827 — 1828 гг.).

Франсиско Гойя на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 24. Франсиско Гойя
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: М. Гордеева.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес — один из выдающихся представителей испанской школы живописи, воплотивший в своём искусстве трагическую судьбу и надежды испанского народа, его бесчисленные страдания и нескончаемую жизненную силу.

Реальные события служили для художника источником вдохновения. Он не просто изображал окружающую действительность, а выражал в своих произведениях личное отношение к тому, что происходило в его стране.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться