
Подходы к изучению детской сексуальности Фрейд заложил в знаменитых «Трех очерках по теории сексуальности». Книга, вышедшая в 1905 г. тиражом 1000 экземпляров, произвела огромное впечатление на научный мир и на читателей, интересовавшихся психологией. З. Фрейд переиздавал эту книгу с изменениями и добавлениями еще пять раз. В рамках общей трактовки сексуальности исследователь обратил внимание на ошибочность распространенного представления относительно отсутствия полового влечения в детстве и представил гипотезы, заложившие основы психоанализа ребенка.
Основатель фрейдизма сам показал пример применения общей теории к конкретным случаям, опубликовав в 1909 г. работу «Анализ фобии пятилетнего мальчика». В ней на основе обработки записей Макса Графа о поведении «маленького Ганса» была представлена картина детской сексуальности не по восстановленным при помощи психоанализа взрослого человека осколкам, а у самого ее источника.
Ученики и соратники Фрейда восприняли его подходы и занялись на конкретных случаях проработкой деталей психоанализа детского возраста. Заметный вклад в развитие фрейдовский положений о детской сексуальности внес Карл Абрахам (Abraham, 1877–1925), одна из работ которого публикуется в этом сборнике. Основываясь на записях, сделанных задолго до публикации «Трех очерков» Фрейда, К. Абрахам показывает обоснованность идеи о «прегенитальной организации» либидо.
Карл-Густав Юнг (Jung, 1875–1961) представлен своей известной работой «Конфликты детской души». Работа была написана вскоре после выхода фрейдовского «Анализа фобии...» и как бы повторяет ее технологическую сторону, но в ней реализуется концепция, не совпадающая с фрейдовской: он противопоставляет феномены душевных трансформаций теории вытеснения, отвергая миф о полиморфной «сексуальности» ребенка.
Другая работа Юнга и публикуемая статья английского медика и психоаналитика Эрнста Джонса (Jones, 1879— 1958) тематически связаны разработкой темы отца (и деда как «образа отца»). Представленное в сборнике исследование одного из наиболее верных сподвижников Фрейда венгерского психиатра и психолога Шандора Ференци (Ferenczi, 1873–1932) интересно описываемым случаем и характером его интерпретации. Вопросы, поставленные в начале века Фрейдом и его учениками, не могут быть обойдены молчанием и сегодня, далеко не все из них получили за прошедшие десятилетия более удовлетворительные ответы.
Для психологов, педагогов, социологов, студентов педагогических вузов, психологических и социологических факультетов.
Специально для www.koob.ru




