koob.ru

Гиршман М.М.. Книги онлайн

Гиршман М.М.

Михаил Моисеевич Гиршман (20 октября 1937, Бира, Еврейская АО, Хабаровский край — 17 мая 2015, Донецк) — советский и украинский литературовед, семиолог, автор работ, посвящённых исследованию литературного стиля, целостности литературного произведения, ритма художественной прозы.

Окончил Казанский университет. Профессор кафедры теории литературы Донецкого национального университета, доктор филологических наук. Один из основателей Донецкой филологической научной школы

Спектр научных интересов литературоведа широк: от изучения ритма стиха и прозы как необходимого условия построения целостности к философскому осмыслению произведения как диалога и события (в том смысле, который вкладывал в это понятие М.М. Бахтин).

Среди его работ: общетеоретические работы о смысле понятия художественной целостности, о современном понимании этой важнейшей категории литературной теории, составляющей основу его концепции. Именно через понятие целостности им даются определения таких ключевых понятий, как художественное произведение и художественность литературы.

Одним из главных научных открытий Гиршмана стала разработанная им в 1970-е годы концепция ритма прозы, согласно которой в ней, как и в стихе, неизбежно действуют ритмические закономерности. Причём не тот абстрактный «ритм вообще», о котором пишут многие литературоведы, а вполне объективный, поддающийся научному описанию не в меньшей степени, чем стихотворный — только более сложный и вариативный по сравнению с элементарным ритмом стихотворной речи.

Многие статьи М.М. Гиршмана связаны с пониманием литературы как формы коммуникации. С этой позиции Гиршман анализирует творчество Пушкина как единое целое, рассматривает творческий диалог Тютчева и Владимира Соловьёва, разбирает концепцию Бахтина и понятие «литературное произведение».

Михаил Моисеевич Гиршман — член Международной академии наук педагогического образования.

Участник и организатор многочисленных конференций в области семиотики, литературоведения, культурологии, эстетики, иудаики.

Книги (4)

Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева

В учебном пособии, посвященном анализу поэтических произведений А.С. Пушкина («Я помню чудное мгновенье...» ), М.Ю. Лермонтова («Парус»), Ф.И. Тютчева («День и ночь»), дана оригинальная трактовка специфической природы литературного произведения как органической целостности. На этой основе формируется представление об особенностях идейного содержания и внутренней структуры лирических произведений.

Анализ произведений русской классической поэзии, проводимый на широком историко-литературном фоне, раскрывает их идейно-эстетическую значимость и непреходящую ценность.

Литературное произведение. Теория и практика анализа

Освещаются вопросы, актуальные для педагогической практики словесника.

Особое внимание уделяется социально-эстетической целостности произведения, методологии и методике его изучения в единстве формы и содержания, стилю как важнейшей ценностной характеристике литературного произведения (на материале творчества А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова и др.).

Литературное произведение. Теория художественной целостности

Проблемными центрами книги, объединяющей работы разных лет, являются вопросы о том, что представляет собой произведение художественной литературы, каковы его природа и значение, какие смыслы открываются в его существовании и какими могут быть адекватные его сути пути научного анализа, интерпретации, понимания. Основой ответов на эти вопросы является разрабатываемая автором теория литературного произведения как художественной целостности.

Ритм художественной прозы

Книга посвящена одной из актуальных и малоисследованных проблем — ритму художественной прозы. Автором впервые намечается система принципов и приемов анализа ритмического строения художественной прозы. Аналитическое рассмотрение романа, повести, рассказа — «Героя нашего времени» Лермонтова, «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина, «Свидания» Тургенева — сочетается с глубоким проникновением в их художественный смысл.

Особый интерес представляет анализ ритма как элемента стилевого своеобразия в творчестве Л. Толстого, Достоевского, Чехова, М. Горького.

В книге раскрываются органические связи ритма и целостности художественных произведений и обосновывается оригинальная концепция поэзии и прозы, их взаимодействия и взаимовлияния в литературном процессе.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться