
Бхактиведанта Нараяна Госвами (санскр. भक्तिवेदान्त नारायण गोस्वामी, IAST: Bhaktivedānta Nārāyaṇa Gosvāmī, более известен как Нараяна Махарадж [नारायण महाराज]; имя при рождении — Нараяна Тивари; 16 февраля 1921, Буксар, Британская Индия — 29 декабря 2010, Пури, Одиша) — гаудия-вайшнавский религиозный деятель, богослов, писатель, старший ученик и преемник Бхактипрагьяны Кешавы Госвами (1898–1968); основатель Международного общества чистой бхакти-йоги. Бхактиведанта Нараяна Госвами объехал вокруг света более 30 раз, побывав с проповедью во многих странах мира. По данным на 2002 год, у него было более 40 тыс. учеников.
Нараяна Тивари родился 7 февраля 1921 года в деревне Тиварипур в Бихаре, Британская Индия. Тиварипур раньше располагался на берегу Ганга, но впоследствии река изменила своё течение и теперь деревня находится на некотором расстоянии от неё. Согласно верованиям индуистов, именно в этом месте Рама убил демона Татаку. Родители Нараяны происходили из образованной и уважаемой семьи брахманов, принадлежавшей к шри-сампрадае. Отца Нараяны звали Балешварнатх Тивари Пандит, а мать — Лакшми Деви.
Нараяна с детства проявлял большой интерес к духовной жизни: он любил повторять и петь имена Бога, слушать истории из «Махабхараты», «Рамаяны» и «Бхагавата-пураны», которые его родители регулярно читали дома. Вместе со своим отцом, Нараяна также посещал киртаны и религиозные собрания правачаны, на которых декламировали священные тексты индуизма. В начальную школу Нараяна пошёл в соседнюю с Тиварипуром деревню под названием Далсагар. С пятого класса по седьмой он обучался в школе в Буксаре, находившейся в восьми километрах от его дома. В школьные годы Нараяна увлекался спортом: прыжками в высоту и в длину, бегом и футболом.
В юности Нараяна симпатизировал Движению за освобождение Индии от британского правления и Махатме Ганди. В знак протеста он отказывался говорить на английском языке.
После окончания школы, Нараяна устроился работать учителем в начальной школе. Через шесть месяцев работы в начальной школе его выбрали преподавать там же, в средней школе. В начальной школе он обучал всем предметам, а в средней — преподавал историю Индии. После того как Нараяна проработал в средней школе несколько месяцев, он успешно получил хорошую работу в полицейском департаменте[4]. Около четырёх лет он проработал в городе Сахибгандж в Бихаре. Там же он встретил Нароттамананду Брахмачари, — проповедника из «Гаудия Веданта Самити» и ученика Бхактисиддханты Сарасвати, который в то время активно проповедовал гаудия-вайшнавизм в Бихаре. В результате общения с Нароттаманандой, Нараяна убедился в превосходстве философии бенгальских вайшнавов. Он начал регулярно приходить на встречи, которые устраивали гаудия-вайшнавы, и слушать лекции. После того, как проповедники уехали, вдохновлённый Нараяна начал ежедневно практиковать джапа-медитацию, повторяя по 64 круга мантры Харе Кришна на чётках.
В это время Нараяну перевели на службу в город Раджмахал, находившийся неподалёку от бенгальской деревни Рамакели — места, где когда-то жили Рупа и Санатана Госвами. К этому времени, у Нараяны пропал интерес к материальной жизни и он начал подумывать о принятии отречения. Несколько раз он подавал прошение об отставке, но старшие чиновники, довольные его добросовестным служением, отказывались принимать его просьбу. В то же время, Нараяна начал переписку с Бхактипрагьяной Кешавой Госвами — духовным лидером «Гаудия Веданта Самити» и одним из старших учеников Бхактисиддханты Сарасвати. В конце 1946 года Нараяна уволился со службы, и, оставив семью и дом, пришёл в Навадвипу, где впервые встретился с Бхактипрагьяной Кешавой Госвами.
В начале 1947 года Нараяна принял участие в Навадвипа-мандала-парикраме — проходившем ежегодно многодневном паломничестве по местам, связанным с жизнью Чайтаньи. В том же году в день Гаура-пурнимы, Нараяна получил посвящение в ученики от Бхактипрагьяны Кешавы Госвами, который дал ему духовное имя Гаура Нараяна Даса. В течение последующих пяти лет, Гаура Нараяна вместе со своим гуру активно путешествовал и проповедовал по всей Индии. Он получил возможность совершить паломничество по всем основным святым местам в Индии и услышать от Бхактипрагьяны об их славе. Заметив, что Гаура Нараяна постоянно служил вайшнавам, Бхактипрагьяна дал ему титул «Бхакта-бандхав», что в переводе означает «друг преданных».
В 1952 году, в день Гаура-пурнимы, Гаура Нараяна принял от своего гуру посвящение в санньясу (уклад жизни в отречении) и с тех пор стал носить имя Бхактиведанта Нараяна Госвами. В 1954 году Бхактипрагьяна Кешава Госвами назначил Нараяну президентом нового храма Радхи-Кришны в Матхуре — «Кешавджи Гаудия Матха». В последующие 14 лет, Бхактиведанта Нараяна проводил несколько месяцев в году в Матхуре, и несколько месяцев — в Бенгалии. Новый храм сыграл большую роль в проповеди гаудия-вайшнавизма жителям Матхуры.
Бхактипрагьяна Кешава Госвами также назначил Бхактиведанту Нараяну вице-президентом общества «Гаудия Веданта Самити» и попросил его перевести книги Бхактивиноды Тхакура и других ачарьев с бенгали на хинди. В последующие годы, Бхактиведанта Нараяна Госвами издал переводы на хинди таких книг, как «Джайва-дхарма», «Чайтанья-шикшамрита», «Бхакти-таттва-вивека», «Вайшнава-сиддханта-мала», «Шриман Махапрабху ки шикша», «Упадешамрита», «Шикшаштака», «Манах-шикша», «Синдху-бинду-кана», «Гаудия-кантхахар», «Бхагавад-гита» (с комментариями Вишванатхи Чакраварти) и др. Позднее, многие из этих книг были переведены учениками Бхактиведанты Нараяны на английский, русский и другие языки. Также, Бхактиведанта Нараяна, следуя указанию своего гуру, издавал в Матхуре ежемесячный вайшнавский журнал на хинди «Бхагават-патрика».
В 1968 году Бхактипрагьяна Кешава Госвами умер, и Бхактиведанта Нараяна вместе со своими духовными братьями провёл все ритуалы для его самадхи. В тот же период Бхактиведанта Нараяна начал проводить ежегодное паломничество Враджа-мандала-парикрама в месяц картик, что он продолжал делать до своей смерти.