koob.ru

Харук А.И.. Книги онлайн

Харук А.И.

Андрей Иванович Харук (Андрій Харук; 22.09.1972, г. Нововолынск, Волынской обл, УССР, СССР) — украинский военный историк, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук Национальной академии сухопутных войск им. гетмана П. Сагайдачного.

Область научных интересов: армейская и военная история, армия, история
военной техники. Имеет более 330 публикаций, среди которых и 3 монографии.

В 1989 году поступил в Луцкий государственный педагогический институт имени Леси Украинки на специальность «История и методика воспитательной работы», а в 1994 году закончил его уже в переименованном Волынском государственном университете имени Леси Украинки.

В последствии начал работу над получением учёной степени, исследуя внешнеэкономические связи Волынского воеводства в 1921 — 1939 годах, однако изменил тему диссертации и в 2000 году получил степень кандидата исторических наук по специальности «Военная история» на тему «Военно-воздушные силы Украины в 1917 — 1920 гг.».

Параллельно получил второе высшее образование по специальности «Экономика предприятия» в Луцком государственном техническом университете.

Также в 1994 — 2001 годах работал в должности преподавателя общеобразовательных дисциплин в Нововолынском электромеханическом техникуме.

В 2001 — 2002 годах Андрей Харук занимал должность старшего преподавателя кафедры правоведения в Луцком филиале Открытого международного университета развития человека «Украина».

С 2002 по 2012 год работал в должности старшего преподавателя кафедры истории Украины, науки и техники в Национальном университете «Львовская политехника».

В 2011 защитил докторскую диссертацию на тему: «Авиационная промышленность Украины как составляющая военно-промышленного комплекса в 1910-е — 1980-е годы».

С 2012 года по сей день работает в должности заведующего кафедрой гуманитарных наук в Национальной академии сухопутных войск имени Петра Сагайдачного, также в течение определённого периода был старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института украиноведения

                                                

Книги (24)

Me 163 «Komet» — истребитель «Летающих крепостей»

Летом 1944 года экипажи «Летающих крепостей», бомбивших Германию с 10-километровой высоты, где обычные поршневые истребители двигались как «сонные мухи», были потрясены появлением у гитлеровцев новых летательных аппаратов — крошечные самолеты странной формы на невероятной скорости догоняли американские бомбардировщики, безнаказанно расстреливали их из 30-мм авиапушек и стремительно исчезали, прежде чем бортстрелки успевали открыть ответный огонь.

Так состоялось боевое крещение легендарного перехватчика Me 163 «Komet», который прозвали «самым уродливым самолетом Второй Мировой» — всех, кто видел его в первый раз, брала оторопь: как этот «бочонок» вообще может летать?!

Но он не просто поднялся в воздух, а стал первым летательным аппаратом, достигшим скорости 1000 км/ч., и единственным ракетным самолётом, принимавшим участие в боевых действиях.

Однако за рекордную скорость, феноменальные высотность и скороподъемность, позволявшие «доставать» любые бомбардировщики противника, пришлось заплатить очень дорого, прежде всего огромной аварийностью, — запаса топлива «Кометам» хватало всего на 10 минут полёта, а садиться следовало уже после остановки двигателя, на опасно высокой скорости (более 220 км/ч.), и не на шасси, для которых на первых модификациях просто не нашлось места, а на специальную лыжу, так что малейшая ошибка могла стоить пилоту жизни.

Вдобавок самовоспламеняющиеся компоненты ракетного топлива были настолько токсичны, что разъедали любую органику, — известны случаи, когда после неудачной посадки тело летчика полностью растворялось за считанные минуты, не помогали даже защитные костюмы...

Не удивительно, что пилотов Me 163 окрестили «смертниками», а специалисты до сих пор спорят, насколько эффективен был этот перехватчик и достоин ли называться «чудо-оружием», способным изменить ход воздушной войны, успей немцы построить больше таких машин.

Книга ведущего историка авиации ставит в этих дискуссиях окончательную точку, воздавая должное истребителю, со всеми его достоинствами и недостатками.

Артиллерия Вермахта

Артиллерия являлась одним из главных элементов нацистской военной машины, тем не менее, она часто остаётся вне поля зрения современных исследователей, акцентирующих своё внимание на панцерваффе — броневом кулаке вермахта, и люфтваффе — его воздушных силах.

Данная книга представляет собой попытку дать комплексную характеристику наземной артиллерии Германии времён Второй мировой войны, включая такие её рода, как полевая артиллерия (дивизионная и РГК), пехотная артиллерия (в т.ч. миномёты), а также горная, реактивная, противотанковая и зенитная артиллерия.

В книге рассмотрены организация артиллерии вермахта и войск СС, приведены основные сведения об организационно-штатной структуре артиллерийских частей и соединений, тактике их применения.

Проанализирована материальная часть наземной артиллерии. Основной акцент сделан на буксируемых артсистемах, которые, в отличие от самоходных, практически не освещались в отечественных публикациях.

Боевая авиация Люфтваффе

Всё о боевой авиации и военно-воздушном потенциале германского Рейха.

Исчерпывающая информация о более чем 100 типах истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, разведчиков, а также вспомогательных, транспортных, учебных, связных и гидросамолетов — не только германского производства, но и трофейных.

Самые точные данные об их создании, производстве, основных модификациях, тактико-технических характеристиках, лётной службе и фронтовом применении. Объективная оценка их боевых возможностей, достоинств и недостатков, профессиональный анализ поражений и побед.

Бомбардировщики Первой Мировой войны

В книге представлены подробные сведения обо всех ударных самолетах, участвовавших в Первой Мировой, — как сухопутных, так и морских, не только дневных, но и ночных, от лёгких одномоторных бипланов, способных сбросить на противника несколько ручных гранат или кассету стальных стрел, до четырёх — и пятимоторных гигантов «Илья Муромец», «Хэндли-Пейдж» V/1500, «Сименс-Шуккерт» R.VII, «Цепеллин-Штаакен» и др., обрушивавших на вражеские города и промышленные центры тонны смертоносного груза.

ВВС XXI века

Исчерпывающая информация о более чем 150 современных боевых самолетах всех типов — истребителях, истребителях-бомбардировщиках, штурмовиках, разведчиках, стратегических бомбардировщиках, самолетах специального назначения, в том числе и о новейших машинах, заканчивающих цикл лётных испытаний и только начинающих поступать на вооружение. Всё о настоящем и будущем боевой авиации.

В XX столетии, которое по праву величают «веком ВВС», авиация прошла огромный путь от первых неуклюжих «этажерок», летавших со скоростью мопеда, до гиперзвуковых компьютеризированных самолетов — «невидимок» 5-го поколения.

Что ждёт ВВС в XXI веке? Правда ли, что мы стоим на пороге новой революции в военном деле и будущее за технологией «стеллс» и беспилотниками?

Вытеснят ли они человека из пилотажного кресла? Когда будут приняты на вооружение первые аэрокосмические комплексы? Наконец, что может противопоставить потенциальным противникам нынешняя Россия ?

Все гидросамолеты Второй Мировой
Раздел: История

Гидроавиация Второй Мировой войны, не только известных авиадержав — Великобритании, США, Третьего Рейха, СССР, Франции, Италии, Японии, — но и Нидерландов, Югославии, Норвегии, Швеции, Польши.

Исчерпывающая информация обо всех разновидностях гидросамолетов — поплавковых, летающих лодках, самолетах-амфибиях и катапультных гидропланах корабельного базирования — в общей сложности более 100 типов, как мелкосерийных, так и выпускавшихся десятками тысяч экземпляров, от небольших одномоторных до четырёхмоторных гигантов и даже шестимоторных мастодонтов вроде немецкого BV 222.

Всё об их создании и модификациях, службе и боевом применении — не только для морской и дальней океанской разведки, противолодочной борьбы, корректировки огня корабельной артиллерии, патрулирования, поисково-спасательных операций, но и в качестве ударных машин (бомбардировщиков и торпедоносцев) и даже гидроистребителей.

Все самолеты Люфтваффе

Исчерпывающая информация обо всех без исключения самолетах Люфтваффе — как боевых (истребителях, бомбардировщиках и штурмовиках всех типов), так и вспомогательных, разведывательных, транспортных, учебных, связных, гидросамолётах, десантных планерах, первых вертолётах и автожирах; как «авиабрендов» («Мессершмитт», «Юнкерс», «Хейнкель», «Фокке-Вульф», «Дорнье»), так и менее известных фирм; не только массовых, но и малосерийных; как германского производства, так и трофейных; от примитивных бипланов до первых в мире реактивных машин — в общей сложности более 100 типов!

Самые точные данные об их создании, производстве, основных модификациях, тактико-технических характеристиках, лётной службе и фронтовом применении, а также профессиональный анализ и объективная оценка их боевых возможностей, достоинств и недостатков, поражений и побед.

Истребители Второй Мировой

Энциклопедия истребительной авиации Второй Мировой — от архаичных бипланов до новейших «мессеров», «яков», «лавочкиных», «спитфайров», «зеро», «мустангов»; от поршневых до первых реактивных машин.

Исчерпывающая информация о 120 типах боевых самолетов 15 стран, как массовых, так и малосерийных, как великих авиадержав (Великобритании, Германии, Италии, СССР, США, Франции, Японии), так и второстепенных (Австралии, Нидерландов, Польши, Румынии, Финляндии, Чехословакии, Швеции, Югославии).

Профессиональный анализ «истребительной революции», совершённой в годы Второй Мировой, которая дала мощный толчок не только совершенствованию традиционных самолётов воздушного боя, но и появлению новых классов — ночных истребителей, истребителей-бомбардировщиков, истребителей сопровождения, а также палубной авиации, в конечном счёте решившей исход войны на море.

Истребители Первой Мировой
Раздел: История

Исчерпывающая информация о 100 типах боевых самолетов — монопланов, бипланов, полуторапланов, трипланов — от малосерийных до массовых, как сухопутного базирования, так и гидроистребителей, от первых опытов по установке пулеметов на аэропланы с толкающим винтом до легендарных «альбатросов» и «фоккеров», «сопвичей» и «виккерсов», «ньюпоров» и «спадов» всех модификаций.

Всё о рождении нового рода войск и стремительном развитии истребительной авиации в годы Первой Мировой, которую по праву величают «войной моторов» и «первой войной в воздухе».

Истребитель F-4 «Фантом» II

Когда прототип этого знаменитого самолёта впервые поднялся в воздух, ничто не предвещало ему столь громкой славы — даже по самым оптимистичным прогнозам фирма — разработчик «МакДоннелл» не рассчитывала выпустить более 500 палубных истребителей F-4 «ФАНТОМ» II.

Никто тогда и предположить не мог, что этот план будет перевыполнен в 10 раз и, кроме палубной авиации ВМС, «фантомы» примут на вооружение и авиация морской пехоты, и военно-воздушные силы США, и ещё 11 стран.

Помимо напряжённой службы на переднем крае «Холодной войны», этот самолет принимал самое активное участие и в «горячих» конфликтах — Вьетнамской, арабо-израильских, ирано-иракской войнах, — отличившись не только как тактический истребитель в воздушных боях, но и при нанесении ударов по наземным и надводным целям, а также в качестве разведчика и самолёта прорыва ПВО.

Несмотря на преклонный возраст (более полувека!), во многих странах «Фантом» остается на вооружении по сей день.

Итальянские истребители Второй Мировой

В книге военного историка вы найдёте исчерпывающую информацию обо всех типах итальянских истребителей времён Второй Мировой войны — от устаревших «сверчков» и «молний» до новейших МС.205 Veltro («Борзая»), Re.2005 Sagittario («Лучник») и G.55 Centauro («Кентавр»), которые ни в чём не уступали ни «якам», ни «спитфайрам», ни «мустангам».

Мессеры против Яков

Ведь война — это не только столкновение людских масс, но и «битва машин», соперничество новейших технологий, «схватка умов», заочный поединок инженеров и производственников.

Чьи авиаконструкторы вышли из этой дуэли победителями — советские или немецкие? Кто выиграл гонку авиавооружений?

Чей способ ведения воздушной войны оказался, в конечном счёте, более эффективным? Сравнивая самые массовые истребители Великой Отечественной — немецкий «мессер» всех модификаций и советские Яки, эта книга отвечает на самые сложные вопросы.

Ненавистная «Рама» Fw 189

Легендарный «Фоккевульф-189», более известный под фронтовым прозвищем «Рама», по праву считается лучшим самолётом-разведчиком Второй Мировой: красноармейцы ненавидели её даже больше «лаптёжников» и «мессеров», а «сталинские соколы» считали чрезвычайно трудной и опасной целью — почти неуязвимой, чуть ли не «заговорённой».

Вопреки расхожим мифам, «неуязвимость» Fw 189 объясняется не мощной бронезащитой и высокой скоростью, а большой маневренностью и большими углами обстрела оборонительных пулемётных установок.

Огромная площадь остекления кабины, обеспечивающая экипажу обзор, неприхотливость, простота управлении и наземного обслуживания — в первой половине войны этот авиашедевр не имел себе равных.

Вездесущие «Рамы» буквально висели над нашими позициями вдоль всего фронта — от Заполярья до Кавказа, — осуществляя не только разведку и корректировку огня, но при необходимости выступая в роли штурмовиков, противопартизанских самолётов и ночных истребителей, способных перехватывать даже неуловимые «рус фанер» У-2.

«Я не раз наблюдал на разных фронтах действия этих самолетов и, скажу откровенно, очень жалел, что на всём протяжении войны мы так и не завели у себя ничего подобного «Раме», — признавался маршал Конев.

Лишь в 1943 году конструкторское бюро П.О. Сухого получило задание спроектировать похожий самолёт-корректировшик двухбалочной схемы под шифром «РК» — будущий Су-12.

Об истории создания, производства и боевого применения авиаразведчика Второй Мировой рассказывает эта книга.

Самолеты вертикального взлета «Харриер» и Як-38

Как известно, боевой самолёт наиболее уязвим на земле и на взлёте, а дорого стоящие взлётно-посадочные полосы — едва ли не главная статья расходов современных ВВС и первоочередная цель для вражеской авиации.

Поэтому авиаконструкторы десятилетиями бились над проблемой вертикального взлёта, но решить её удалось лишь освоив технологию управления вектором тяги, на основе которой созданы первые серийно выпускавшиеся СВВП — британский «Харриер» и советский Як−38.

Очень похожие внешне, эти самолеты вертикального взлёта и посадки имели совершенно разную судьбу.

Пройдя длинную эволюцию и превратившись из неуклюжего «прыгуна» в эффективную боевую машину, «Харриер» дебютировал во время Фолклендского конфликта, принимал участие во многих локальных войнах, от Персидского залива и Афганистана до Балкан, и остаётся в строю до сих пор.

В отличие от Як-38, который поднялся в воздух позже своего западного визави, но был снят с вооружения уже к началу 1990-х гг.

Почему его служба оказалось столь не долгой? Из-за чего эта технология, представлявшаяся столь перспективной, так и не смогла потеснить традиционные машины даже в палубной авиации? И есть ли у самолётов вертикального взлёта будущее — или они тупиковая ветвь в развитии авиапрома?

Скоростные бомбардировщики Do 17 и Do 217

Книга ведущего историка авиации описывает самолеты Do 17 и Do 217, едва ли не самые забытые в истории Второй Мировой, которые использовались не только как бомбардировщики, но и в качестве разведчиков и ночных истребителей. Издание иллюстрировано множеством эксклюзивных чертежей и фотографий.

Тяжёлые бомбардировщики Черчилля

Вступив во Вторую Мировую войну практически без тяжёлой бомбардировочной авиации, Великобритания сумела в кратчайшие сроки создать боеспособное соединение таких машин, запустив в производство три типа 4-моторных «бомбёров» – «Стирлинг», «Галифакс» и «Ланкастер» (в общей сложности, более 16 тысяч самолётов), которые из-за отсутствия надёжного истребительного прикрытия вынуждены были действовать преимущественно по ночам.

Громко заявив о себе «рейдами тысячи бомбардировщиков» уже в 1942 году, к концу войны Бомбардировочное командование представляло собой мощнейший ударный кулак, а беспощадные ночные налеты стали настоящим кошмаром для Германии.

Королевские ВВС внесли значительный вклад в победу над нацизмом, сокрушая экономическую мощь Третьего Рейха, – и совершили одни из самых страшных военных преступлений XX века, которые сравнимы со зверствами гитлеровцев: английские бомбардировки сметали с лица земли целые города, предумышленно уничтожая десятки тысяч мирных жителей, как это случилось в Дрездене.

Но и сами «черчиллевские соколы» заплатили за победу высокую цену – если британская армия с момента высадки в Нормандии потеряла 36 тысяч солдат и офицеров, то потери Бомбардировочного командования во Второй Мировой войне превысили 55 тысяч человек.

В книге ведущего историка авиации вы найдёте исчерпывающую информацию обо всех тяжёлых бомбардировщиках Черчилля – об их создании, производстве и боевом применении.

Ударная авиация Второй Мировой: штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы

В этой энциклопедии содержатся исчерпывающие сведения о более чем 120 типах ударных самолётов Второй Мировой — от стратегических до тактических, от тяжёлых четырёхмоторных гигантов до лёгких одноместных машин, как сухопутного базирования, так и палубных, не только массовых, но и малосерийных.

Всё об их создании и ТТХ, основных модификациях и боевом применении.

Французские истребители Второй Мировой

В годы Первой Мировой войны авиация Франции была достойным соперником кайзеровских ВВС — французские «ньюпоры» и «спады» ни в чём не уступали германским «фоккерам» и «альбатросам», а имена прославленных «галльских» асов вписаны в историю золотом.

Куда исчезла вся эта громкая слава к началу Второй Мировой? Почему в 1940 году хвалёные Армэ де л’Эр (Armee de Г Air — ВВС Франции) не смогли дать отпор Люфтваффе?

В чём причина сокрушительного разгрома французский авиации? Книга ведущего историка ВВС отвечает на эти вопросы, проанализировав боевые возможности всех без исключения французских истребителей Второй Мировой и особенности их боевого применения на всех этапах Французской кампании — и во время «Странной войны», и в ходе немецкого Блицкрига.

Особый интерес представляет информация о действиях вишистской авиации в Северной Африке, Сирии, Индокитае, Сенегале и Мадагаскаре, а также о боевых операциях истребительных частей Свободной Франции, в том числе и легендарного полка «Нормандия-Неман».

Штурмовик Hs 129 — от «самолета поля боя» до «убийцы танков»

На Восточном фронте Hs 129 воевали с весны 1942 года, приняв участие во всех крупных сражениях — от Харькова и Сталинграда до Крыма и Кубани (где совершали до 12 боевых вылетов в день — абсолютный рекорд даже для Люфтваффе!), от Ржевской мясорубки и Курской дуги до Австрии и Германии.

Будучи задуман как штурмовик общего назначения, «хеншель» постепенно трансформировался в специализированный противотанковый самолёт — поздние модификации вооружались не только 37-мм, но и мощнейшей 75-мм противотанковой пушкой, способной поражать даже тяжёлые ИС−2, а также противотанковыми ракетами «Panzerblitz» и «Werfer Granate» и стреляющим вниз бронебойным минометом SG 11ЗА.

В конце 1943 года все эти штурмовики, воевавшие на Восточном фронте, были сведены в одну Противотанковую группу, превратившись в «пожарную команду» Вермахта, предназначенную для ликвидации прорывов советских танковых армад.

Последней крупной операцией с их участием стало контрнаступление на озере Балатон, а последние исправные Hs 129 были захвачены нашими войсками в мае 1945 года под Веной.

Яки против мессеров. Кто кого?

«Национальный характер» имеют не только народы и армии, но и боевая техника, которая всегда несёт на себе отпечаток национального склада ума и воинских традиций, всегда «заточена» под определённый способ ведения войны, присущий именно этому народу.

Только немцы могли создать «Тигр», «Штуку» и «Мессер», только русские были способны полностью реализовать потенциал «тридцатьчетвёрок», «илов» и «яков», сделав их символами Победы. «Сталинские соколы» против «гитлеровских ястребов»!

Советские асы против «экспертов» Люфтваффе. «Воздушные рабочие войны» против «небесных охотников». Краснозвёздные «ястребки» против меченых свастикой «ягеров».

Кто выиграл эту гонку авиавооружений? Удапось ли нашим ВВС ликвидировать техническое отставание от авиации Третьего Рейха? Чей способ ведения воздушной войны оказался, в конечном счете, более эффективным?

Почему до самой Победы потери советских летчиков были гораздо выше немецких? Кто одержал верх в заочной дуэли величайших авиаконструкторов — В. Мессершмитт или А.С. Яковлев?

Сравнивая самые массовые истребители Великой Отечественной, немецкий Bf.109 всех модификаций и советские Як-1/ Як-7/Як-9/Як-3, эта книга ведущего историка авиации отвечает на все эти непростые вопросы.

«Зеро». Лучший палубный истребитель

«Вы не встретите ничего серьёзнее полотняных бипланов» — накануне войны на Тихом океане подобное отношение к японской авиации было широко распространено среди лётчиков Союзников.

Недооценка противника стоила многим из них жизни, потому что с первых дней тихоокеанской бойни они столкнулись с истребителем «Мицубиси» А6М, больше известным как «Зеро»....

Этот самолет по праву стал одним из символов Второй Мировой. От Пёрл-Харбора и до последних боёв по отражению налётов на Японию, этот истребитель участвовал практически во всех воздушных сражениях Императорского флота.

Его маневренность и большая дальность полёта вошли в историю. В течение первых шести месяцев войны на Тихом океане он не знал себе равных.

Однако «Зеро» так и не дождался достойной замены — японцам больше не удалось создать ничего подобного, и хотя к 1944 году «Мицубиси» А6М уже явно устарел, уступая истребителям Союзников по всем статьям, японская промышленность продолжала выпускать «Зеро» до конца войны.

Эта книга — первое отечественное исследование истории создания, производства и боевого применения самого массового японского истребителя.

«Кондоры» Люфтваффе. Дальний бомбардировщик и разведчик Fw 200 «Condor»
Раздел: История

«Бич Атлантики» («Scourge ofthe Atlantic») — так окрестил «Фокке-Вульф» Fw 200 «Condor» Уинстон Черчилль.

Созданный как пассажирский авиалайнер и ставший не только личным самолетом Гитлера и Геринга, но и «визитной карточкой» Люфтганзы на международных авиалиниях, с началом Второй Мировой войны «Кондор» был мобилизован на военную службу, превратившись в «воздушного капера», — дальний бомбардировщик, носитель управляемых ракет и океанский разведчик, наводивший «волчьи стаи» Дёница на конвои Союзников.

Именно «Кондоры» нанесли серьёзный ущерб конвою PQ-17 и повредили лайнер «Empress of Britain», вскоре добитый подлодкой (это было крупнейшее судно, потопленное немцами в годы войны).

А вот дебют Fw 200 на Восточном фронте провалился — «Кондоры» понесли значительные потери под Сталинградом, а один был захвачен нашими войсками и изучен в НИИ ВВС. Ещё три трофейных «Кондора» использовались Полярной авиацией СССР до начала 1950-х годов.

В этой книге вы найдёте исчерпывающую информацию о создании, совершенствовании и боевом применении знаменитого самолёта на всех фронтах Второй Мировой.

«Разрушители» Люфтваффе Bf 110, Me 210, Me 410

Эта книга восстанавливает подлинную историю «Разрушителей» Люфтваффе от взлёта до падения Третьего Рейха, от первых громких побед до сокрушительного разгрома и безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии.

«Штука» Ju.87 против «Черной смерти» Ил-2

В огненном небе Великой Отечественной главными символами воздушной войны стали не «мессеры», «яки», «фоккеры» и «лавочкины», а немецкий пикировщик Ju.87 и советский штурмовик Ил−2. «Штука» против «Чёрной смерти»! «Лаптёжник» против «горбатого»!

То была ожесточённая дуэль не просто ударных самолётов, а двух противоположных концепций авиации поля боя, двух взаимоисключающих подходов к ведению войны в воздухе: если немногочисленные «юнкерсы» были «заточены» под нанесение сверхточных, «ювелирных», снайперских ударов по малоразмерным целям, то «илы» массированно работали по крупным объектам, коммуникациям и площадям, став оружием тотальной войны.

Какая из двух концепций оказалась более эффективной? Кто одержал верх в этой заочной дуэли? Что лучше — Ю−87 или Ил−2?

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться