|
Иоффе И.И.. Книги онлайн Иеремия Исаевич Иоффе (1 (13) августа 1891, Нежин, ныне Черниговской обл, Российская империя — 14 августа 1947, Булдури, СССР) — советский музыковед и искусствовед, теоретик синтеза искусств. Окончил филологическое отделение Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (1922). В 1923–1938 гг. преподавал там же, затем на историческом факультете в Ленинградском университете, с 1942 заведовал кафедрой искусствоведения, профессор. Одновременно в 1935–1941 гг. старший научный сотрудник Ленинградского института театра и музыки. Доктор искусствоведения (1940, диссертация «Синтетическая история искусств»). Основные труды Иоффе посвящены истории музыкально-драматического искусства, особенно оперного: книга «Мистерия и опера (Немецкое искусство XVI–XVIII вв.)» (1937), статья «От бытовой комедии к исторической трагедии», составившая основу брошюры «Война буффонов и борьба за реализм во французской музыке XVIII века» (1933). В этих сочинениях, как и в работах более общего порядка — книге «Кризис современного искусства (литература, живопись, музыка)» (1925) и обширной монографии «Культура и стиль. Система и принципы социологии искусств. Литература, живопись, музыка натурального товарно-денежного индустриального хозяйства» (1927), Иоффе делал акцент на социально-классовом аспекте развития искусства. Среди других трудов Иоффе — книга «Музыка советского кино. Основы музыкальной драматургии» (1938). По мнению современных исследователей, однако, наибольшее значение имеет мультидисциплинарный подход Иоффе к изучению искусства в целом, реализованный в его докторской диссертации: «Понимание мультидисциплинарного метода по Иоффе сохраняет идею художественной практики как целого, в котором доминируют в зависимости от запросов времени те или иные отрасли творчества». К ученикам Иоффе принадлежал М.С. Каган.
Книги (4)
Избранное. Часть 1. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышленияВ книгу вошли основные работы «Синтетическая история искусств», «Культура и стиль», «Синтетическое изучение искусства и звуковое кино», «Мистерия и опера». Свою исследовательскую задачу Иоффе видел в создании «синтетической теории искусств», в которой были бы охвачены все сферы художественной культуры — живопись, театр, музыка, литература, кино в их сложном взаимодействии. Теоретический анализ этих сфер в таком случае предполагал изучение их горизонтальных (т. е. исторических) и вертикальных (стилистических) связей. Иоффе ставил задачу написать не просто историю искусства, а «историю художественного мышления», реконструкция которого невозможна без анализа истории словесности, языка и истории философии. «Синтетическая история искусств» таким образом превращается во всеобщую «историю культуры». Книга рассчитана на всех, интересующихся проблемами искусствознания и культурологии.
Избранное. Часть 2. Культура и стильВ издание вошли основные работы «Синтетическая история искусств», «Культура и стиль», «Синтетическое изучение искусства и звуковое кино», «Мистерия и опера». Свою исследовательскую задачу Иоффе видел в создании «синтетической теории искусств», в которой были бы охвачены все сферы художественной культуры — живопись, театр, музыка, литература, кино в их сложном взаимодействии. Теоретический анализ этих сфер в таком случае предполагал изучение их горизонтальных (т. е. исторических) и вертикальных (стилистических) связей. Иоффе ставил задачу написать не просто историю искусства, а «историю художественного мышления», реконструкция которого невозможна без анализа истории словесности, языка и истории философии. «Синтетическая история искусств» таким образом превращается во всеобщую «историю культуры». Книга рассчитана на всех, интересующихся проблемами искусствознания и культурологии.
Кризис современного искусстваНастоящая работа представляет собой заключительные доклады двухлетнего необязательного курса социологии искусства, читанного в Коммун. Унив. им. Зиновьева. Социолог рассматривает произведения искусства как вещи культуры, выделенные в особую эстетическую группу. Вещи одинакового назначения строятся по одному принципу; разные виды искусства в одной социальной группе имеют одинаковый стиль, поскольку это позволяет материал. В данной работе рассмотрены только литература, живопись и музыка, но основные принципы легко распространить и на остальные искусства индустриальной культуры. Равным образом иллюстративным материалом служило только русское искусство, хотя новый стиль носит наиболее интернациональный характер.
Новый стильПостановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года о перестройке литературно-художественных организаций ставит важнейшую задачу создания высокохудожественных произведений. Эта задача может быть успешно разрешена только при наличии творческих исканий и развертывании творческой дискуссии. Предлагаемая вниманию читателя книга Иоффе «Новый стиль» содержит ряд ошибочных и дискуссионных положений, но в то же время эта книга выдвигает чрезвычайно интересные и своевременные проблемы творческого метода и нового стиля. Фронт изобразительных искусств страдает от недостатка марксистских теоретических работ, которые ставили бы творческие вопросы на конкретном изобразительном материале.
|
|