koob.ru

Билибин И.Я.. Книги онлайн

Билибин И.Я.

Иван Яковлевич Билибин (4 [16].08.1876, пос. Тарховка, Санкт-Петербургский уезд одноимённой губернии, Российская империя — 7.02.1942, Ленинград, РСФСР, СССР) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Рисовал Иван с самого детства. В 1896 году он закончил Первую классическую гимназию, а за год до этого начал посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучился до 1898 года под руководством Я.Ф. Ционглинского.

В этом же году Билибин побывал в Европе, в том числе в Италии и Швейцарии; находясь в Мюнхене, он два месяца посещал мастерскую художника Антона Ашбе, а по возвращению в Санкт-Петербург поступил в школу княгини Марии Тенишевой, где обучался под руководством Ильи Репина до 1900 года.

Насыщенную программу обучения искусству рисования Иван Билибин совмещал с учёбой на юридическом факультете Петербургского университета (с 1896 по 1900 годы), куда поступил по настоянию практичного отца.

Государственный экзамен Билибин приехал держать в Одессу, в Новороссийский университет — здесь требования были существенно ниже столичных. Защитив диплом по римскому праву, юристом он так и не стал.

Приняв окончательное решение в пользу искусства, Иван Билибин продолжил своё образование вольнослушателем в Академии художеств под руководством своего учителя Ильи Репина.

1899 год стал знаменательным для творческого пути Ивана Яковлевича. Рассказывают, что, посетив в феврале выставку Виктора Васнецова, он долго не мог отойти от картины «Богатыри». Здесь же были представлены эскизы костюмов и декораций к «Снегурочке» Римского-Корсакова.

Тема русской старины, народного искусства заинтересовала Билибина. Под впечатлением картин Васнецова и поездки в деревню Егну он создал свои первые акварельные рисунки, сюжетами которых стали русские сказки; работа продолжалась четыре года.

За это время Билибин посетил Новгород и впервые приехал в Москву, которая поразила его своей архитектурой, нарядностью и яркостью, что также нашло отражение в работах художника.

Впервые читатели увидели иллюстрации Билибина в книгах, изданных типографией «Экспедиции заготовления государственных бумаг»; было выпущено шесть книжек: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Царевна-лягушка», «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и две сказки в одной книжке — «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» с «Белой уточкой». Составителем сборника стал фольклорист Александр Афанасьев.

Увлечение книжной графикой привело Билибина в «Мир искусства», в компанию художников, которые работали на стыке искусств и знаменовали художественные искания начала ХХ века.

Продолжая изучать народное творчество, Иван Билибин отправляется в поездки по русскому Северу. С 1902 по 1904 годы он посещает Архангельскую, Вологодскую и Олонецкую губернии, собирает коллекцию произведений народных ремесел (она частично вошла в собрание этнографического отдела Русского музея).

Билибин зарисовывал, фотографировал, писал статьи, посвящённые народному искусству. В былинах и преданиях Древней Руси он черпал свои темы; технику их реализации в рисунке художник искал и находил в русском традиционном орнаменте, вышивке, лубке и старинных иконах.

Итогами поездок Билибина стали иллюстрации к былине «Вольга», а также к сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Сам он описывает их как «стиль древнерусский (народные картины и старые лубочные сказки, только облагороженные)».

Оформляя книгу, художник старался создать полный ансамбль графических решений — от обложки и буквиц до финальной иллюстрации, изображающей «конец сказки».

Билибин по сей день остается самым известным книжным иллюстратором, мастером русской сказочной темы. Его контурно исполненные рисунки, раскрашенные акварелью, зачастую обрамлённые нарядным орнаментом, стали эталоном иллюстрации детской книги.

Стиль художника стали называть «билибинский», ему немало подражали. Нередко применительно к творчеству художинка можно встретить выражение «русский модерн».

Иван Билибин перенёс свои художественные решения работ в промышленную графику, а затем и в оформление театральных постановок. Он оформил самые знаковые и известные русские спектакли, оперы и балеты, в том числе: «Золотой петушок» (1909) (1, 2, 3), «Садко» (1914), «Сказка о царе Салтане» (1929), «Князь Игорь» (1930), «Борис Годунов» (1930).

Художник сотрудничал с такими известными театральными антрепренёрами, как Сергей Дягилев и Анна Павлова.

Русская былинная и сказочная тема, русская старина были излюбленными темами работ Ивана Билибина. Издания русских сказок с яркими, волшебными иллюстрациями Билибина стали любимыми книжками для многих советских детей и их родителей.

Билибин И.Я. на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 53. Иван Яковлевич Билибин
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: М. Гордеева.

Иван Яковлевич Билибин — выдающийся иллюстратор, график и театральный художник.

Ориентируясь на исконные национальные традиции, при помощи выразительного построения композиции, причудливой и одухотворённой линии он смог показать современникам подлинную красоту форм народного творчества, оказав тем самым большое влияние на развитие интереса к изучению фольклора и древнерусского искусства, которые многими воспринимались как архаичные и давно утратившие актуальность.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться