
Карл Павлович Брюллов (Брюлов) (до 1822 года — Брюлло; 12 [23].12.1799, Санкт-Петербург, Россия — 11 [23].06.1852, Манциана, Папская область) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма.
Автор жанровых и исторических полотен. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья.
Слава пришла к нему ещё в Академии — всех изумляла его способность превращать обыкновенные этюды в законченные, совершенные картины (например, «Нарцисс», 1819 г.).
Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию на средства не задолго до того организованного Общества поощрения художеств.
По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.
В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд ныне хорошо известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.).
Полотна наполнены солнечным светом, они воплощают безудержную радость бытия, воспевают молодость и красоту. После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего в 79 г. н.э. при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением — «Последний день Помпеи» (1830 — 1833 гг.).
Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности.
Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и в основном чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.
В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию.
Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы.
В Париже его ожидало награждение золотой медалью. После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром.
Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).
На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н.В. Кукольника (1836 г.), поэта В.А. Жуковского (1838 г.), баснописца И.А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А.Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.).
На нём художник выглядит усталым и разочарованным. Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину.
Карл Павлович Брюллов на видео