koob.ru

Карл Павлович Брюллов. Книги онлайн

Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов (Брюлов) (до 1822 года — Брюлло; 12 [23].12.1799, Санкт-Петербург, Россия — 11 [23].06.1852, Манциана, Папская область) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма.

Автор жанровых и исторических полотен. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья.

Слава пришла к нему ещё в Академии — всех изумляла его способность превращать обыкновенные этюды в законченные, совершенные картины (например, «Нарцисс», 1819 г.).

Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию на средства не задолго до того организованного Общества поощрения художеств.

По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.

В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд ныне хорошо известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.).

Полотна наполнены солнечным светом, они воплощают безудержную радость бытия, воспевают молодость и красоту. После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего в 79 г. н.э. при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением — «Последний день Помпеи» (1830 — 1833 гг.).

Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности.

Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и в основном чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.

В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию.

Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы.

В Париже его ожидало награждение золотой медалью. После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром.

Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).

На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н.В. Кукольника (1836 г.), поэта В.А. Жуковского (1838 г.), баснописца И.А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А.Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.).

На нём художник выглядит усталым и разочарованным. Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину.

Карл Павлович Брюллов на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 23. Карл Павлович Брюллов
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: М. Гордеева.

Карл Павлович Брюллов — выдающийся русский живописец, вошедший в историю отечественной культуры как блистательный представитель «золотого века».

Его предки были обрусевшими выходцами из Франции; настоящая фамилия художника звучала «Брюлло».

В XVIII веке прадед Георг Брюлло приехал в столицу Российской Империи, где стал работать лепщиком на Императорском фарфоровом заводе.

Его внук и отец будущего живописца Павел Иванович был одарён различными талантами, занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью.

Благодаря своим успехам, в 1793 он был избран академиком петербургской Академии художеств и преподавал в классе орнаментальной скульптуры.

Только в 1822 с высочайшего разрешения императора Александра, братья Брюлло изменили фамилию предков и, добавив к ней русское окончание «въ», стали Брюлловыми.

Карл рос очень болезненным мальчиком. До пяти лет он был практически прикован к постели, но, несмотря на это, отец рано начал прививать сыну навыки, необходимые для его будущей профессии.

Ребёнок постоянно рисовал фигуры людей и животных в различных, порой даже весьма сложных ракурсах. Эти упражнения позволяли развить глазомер, чувство пропорции и ритма, а также навыки построения композиции.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться