koob.ru

Карпов А.В.. Книги онлайн

Карпов А.В.Карпов Анатолий Викторович - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Карпов А.В. на видео

Книги (15)

Методологические основы психологии образовательной деятельности. Том 1. Метасистемный подход
Раздел библиотеки: Общая психология

Соавторы: Карпова Е.В.

Эта книга является первым томом монографии под общим названием «Методологические основы психологии образовательной деятельности». В ней предпринята попытка охватить единым теоретико-методологическим подходом основные аспекты важной психологической проблемы структурно-функциональной организации образовательной деятельности. С этой целью обобщены результаты ряда опубликованных ранее работ и новые исследования по данной проблеме.

Представлен развернутый теоретико-методологический анализ истории и современного состояния этой проблемы в психологии; вскрыты и проинтерпретированы основные причины главных трудностей и кризисных моментов, которые имеют место в настоящее время при ее разработке. Показано, что многие из них могут быть преодолены лишь с позиций качественно новой методологии — с позиций метасистемного подхода; дано его подробное описание.

Представлена развернутая характеристика структурно-функциональной организации образовательной деятельности с позиций данного подхода. Обосновано положение, согласно которому она является одним из представителей качественно специфического класса систем со «встроенным» метасистемным уровнем. Раскрыты основные закономерности структурно-уровневого строения образовательной деятельности. Подробно проанализирована роль факторов и детерминант метакогнитивного плана в ее организации. Представлен комплексный психологический анализ двух основных «составляющих» образовательной деятельности — профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающегося.

Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис
Раздел библиотеки: Общая психология

В книге представлена обобщающая психологическая концепция субъективного выбора, синтезирующая теоретические взгляды об основных классах процессов принятия решения — индивидуальных, групповых, управленческих и др. Раскрыты и охарактеризованы основные психологические закономерности структурной, функциональной и генетической организации каждого из основных классов процессов принятия решения.

Впервые построена целостная многомерная таксономия процессов субъективного выбора. Выявлены и исследованы основные инвариантные закономерности организации процессов субъективного выбора, общие для всех их классов: структурно-уровневый принцип организации; наличие специфических закономерностей функциональной организации — закономерностей интегративного вида; существование специфического — системогенетического типа процессуальной и генетической динамики и др.

Особое внимание уделено генетическому аспекту организации процессов принятия решения. Раскрыта общая картина генезиса управленческих решений.

Для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей психологических факультетов.

Организационная психология
Раздел библиотеки: Психология и менеджмент

В учебнике рассматриваются психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека в организации, феномены общения и взаимодействия в организациях. Раскрываются особенности управления группами, внедрения нововведений в организациях, системы внутрифирменного обучения и многие другие аспекты жизнедеятельности организации и человека в ней.

В книге представлено систематическое изложение основ организационной психологии, которое построено вокруг ее центральной категории понятия организации и позиции человека в ней.

После каждой главы есть вопросы и задания для самопроверки, а также темы рефератов.

Психологический анализ деятельности: учебное пособие

Соавторы: Савин И.Г.

В пособии представлены материалы, раскрывающие основные теоретические, методологические и процедурные аспекты психологического анализа деятельности. В первой главе дана общая характеристика этой научной дисциплины, обозначены основные принципы и специфика проведения психологического анализа деятельности в зависимости от его целевого назначения.

Вторая глава пособия посвящена основным подходам к изучению деятельности как формы активности; раскрыты понятия психологического анализа деятельности, рассмотрены проблемы структурно-уровневой организации деятельности, а также изложены основные положения системогенетического подхода к исследованию деятельности.

Завершающая, третья глава посвящена процедурным вопросам психологического анализа деятельности. Особое внимание в пособии уделено зарубежным моделям анализа деятельности конкретной организации в рамках современных теорий менеджмента.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Психологический анализ деятельности», блок ДС), очной формы обучения.

Психология менеджмента
Раздел библиотеки: Общая психология

Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории – управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности.

Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя – субъекта управленческой деятельности (психические процессы – восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению.

Психология метакогнитивных процессов личности
Раздел библиотеки: Общая психология

Соавторы: Скитяева И.М.

Обобщены результаты теоретических, экспериментальных и прикладных исследований метакогнитивных процессов личности. Предпринята попытка формулировки обобщающей концепции метакогнитивной регуляции деятельности и поведения, в рамках которой они раскрываются в их объективно главных аспектах — онтологическом, структурном, функциональном, генетическом и интегративном. Специальное внимание уделено синтезу базовых положений метакогнитивзма с рядом основных общепсихологических категорий — с категориями личности, субъекта, деятельности, сознания, интеллекта, а также психических процессов, свойств и состояний.

Предложен новый подход к решению проблемы структурно-уровневой организации системы психических процессов, позволяющий дифференцировать пять базовых иерархически соподчиненных уровней этой системы, и раскрыть метакогнитивные процессы как один из ее иерархических уровней. Установлены некоторые, не описанные до настоящего времени, функциональные закономерности метакогнитивных процессов, а также особенности их генезиса.

Определен и охарактеризован стратегиальный состав метакогнитивных процессов и их индивидуальностилевые черты. Дана развернутая характеристика метакогнитивной парадигмы исследований в аспекте истории ее возникновения и развития, ее основных направлений, современного состояния, главных результатов, а также ведущих проблем и возможных путей их решения. Впервые представлен комплекс конкретных методик исследовательского и диагностического типа, направленных на изучение метакогнитивной сферы личности.

Для научных работников, аспирантов, преподавателей и студентов психологических факультетов.

Психология принятия решений в профессиональной деятельности
Раздел библиотеки: Общая психология

Представлены материалы, раскрывающие содержание и специфику процессов принятия решений в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено процессам принятия управленческих решений как наиболее сложным и важным в практическом отношении. Охарактеризованы главные положения психологической теории принятия решения. Рассмотрены основные особенности

и закономерности процессов принятия решений; раскрыта их психологическая структура и функциональная организация. Подробно описана психологическая структура способности к принятию управленческих решений. Дана психологическая характеристика рефлексивных механизмов и закономерностей организации процессов принятия решений.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 37.04.01 (030300.68) Психология (дисциплина «Психология принятия решений в профессиональной деятельности», цикл М2), очной формы обучения.

Пособие также может быть использовано аспирантами, научными работниками, преподавателями психологических факультетов.

Психология принятия решения
Раздел библиотеки: Общая психология

В монографии представлена обобщающая психологическая концепция принятия решения, синтезирующая теоретические взгляды об основных классах процессов решений — индивидуальных, групповых, управленческих и др. Разработана и обоснована целостная многомерная таксономия процессов принятия решения. Раскрыты и охарактеризованы основные психологические закономерности структурной, функциональной, генетической и деятельностной организации каждого из основных классов процессов принятия решения.

Выявлены и изучены основные инвариантные закономерности, общие для всех основных классов принятия решения. Впервые раскрыта система базовых и наиболее специфических закономерностей организации процессов принятия решения — закономерностей интегративного типа. Представлены материалы комплексного анализа рефлексивных детерминант результативных параметров и процессуальных особенностей принятия решений, на основе чего категория рефлексии синтезирована с психологической теорией решений.

Раскрыта специфика функциональной роли процессов принятия решения в системе психических процессов в целом, а также предложена новая — пятиуровневая концепция структурно-уровневой системы психических процессов.

Для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей психологических факультетов.

Психология принятия решения в управленческой деятельности. Метасистемный подход
Раздел библиотеки: Психология и менеджмент

Соавторы: Карпов А.А., Маркова Е.В.

В монографии сформулирован и реализован по отношению к проблеме принятия управленческих решений новый методологический подход — метасистемный. В результате этого с единых теоретико-методологических позиций раскрыты основные аспекты одной из важнейших проблем психологии труда и управления — проблемы принятия решения в деятельности управленческого и организационного типа. В качестве таких аспектов выступила совокупность базовых гносеологических планов исследования — метасистемного, структурного, функционального, генетического и интегративного.

Представлен теоретико-методологический анализ истории и современного состояния проблемы принятия решения в управленческой деятельности; вскрыты и проинтерпретированы основные причины главных трудностей и кризисных моментов, которые имеют место в настоящее время в разработке этой проблемы. Показано, что многие из них могут быть преодолены лишь с позиций качественно новой методологии — с позиций метасистемного подхода.

Раскрыты и проинтерпретированы основные закономерности структурной и функциональной организации процессов принятия управленческих решений, а также их генетической динамики. Выявлена и описана психологическая структура способности к принятию управленческих решений. Определены основные стилевые особенности реализации этих процессов, а также разработана новая психодиагностическая методика их определения. Раскрыты закономерности рефлексивной регуляции процессов принятия управленческих решений. Представлен новый подход к организации и процедурам экспериментально-психологического исследования процессов управленческих решений.

Психология рефлексии
Раздел библиотеки: Общая психология

Соавторы: Скитяева И.М.

В книге представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований структурной и процессуальной организации рефлексии. Предпринята попытка создания целостной концепции рефлексивных процессов. Показано, что по своей организации организации рефлексия выступает как процессуальное средство реализации высшего — метасистемного уровня организации психики и является по своему статусу психическим процессом «третьего порядка», регулятивным по отношению к традиционно выделяемым психическим процессам и интегральным процессам.

В представленных эмпирических исследованиях определена структурная организация и стратегиальный состав рефлексивных процессов, рассмотрена их динамика на континууме «дезадаптация-адаптация», определена роль рефлексивных процессов и механизмов в обеспечении процессов принятия решения. Обобщены и систематизированы основные современные направления и парадигмы изучения рефлексивных феноменов.

Для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей психологических факультетов.

Психология способностей: учебное пособие
Раздел библиотеки: Общая психология

Соавторы: Ященко Е.Ф.

В контексте функционально-генетического и личностно-деятельностного подходов предложена систематизированная информация об онтологии и генезисе способностей как познавательных процессов и свойств личности. Приведены исследования общих и специальных способностей к некоторым видам деятельности: музыкальной, литературной, изобразительной, хореографической, педагогической, актёрской и т. д., выполненные в разных психологических школах, а также творческого саморазвития личности (самоактуализации).

Учебное пособие позволяет каждому читателю составить определённое представление о направлениях изучения способностей отечественными психологами и сформировать собственное мнение о проблемах в области исследования способностей.

Адресуется психологам, педагогам, студентам психологических факультетов, а также всем читателям, стремящимся к пониманию и развитию способностей.

Психология стилей управленческих решений
Раздел библиотеки: Психология и менеджмент

Соавторы: Маркова Е.В.

В пособии представлены материалы исследования стилевых механизмов реализации ведущей управленческой функции — функции принятия решений. Исследование индивидуального стиля деятельности — один из этапов психологического анализа любой деятельности. В настоящее время именно стиль деятельности менеджера рассматривается как основная детерминанта эффективного управления. Общедеятельностный управленческий стиль — интеграция функционально зависимых устойчивых способов и приемов организации деятельности руководителя в поливариативных управленческих ситуациях. Среди ситуаций. Возникающих в управленческой деятельности, предельно важны ситуации, требующие принятия решений.

Детальное изучение стилей принятия, решений в управленческой деятельности проводится с позиций авторской индивидуально-типологической модели. В пособии представлен опросник, позволяющий диагностировать стиль принятия управленческих решений, дана подробная интерпретация каждого из анализируемых стилей.

Для студентов, обучающихся по специальности «Организационная психология и психология труда», менеджеров, консультантов, преподавателей психологических факультетов.

Психология труда
Раздел библиотеки: Общая психология

Учебник состоит из четырех основных разделов: общей характеристики психологии труда (ее предмета, объекта, метода, задач, принципов и др.); основ психологии профессиональной деятельности как главного предмета психологии труда; психологии субъекта профессиональной деятельности; «прикладной» психологии труда (профессиональная подготовка, профессиональный отбор и ориентация, профессиональное консультирование и др.).

Представлен подробный терминологический Словарь основных понятий психологии труда.

Субъект и объект практического мышления
Раздел библиотеки: Общая психология

Соавтор: Корнилов Ю.К.

Книга содержит теоретический анализ и новые экспериментальные и эмпирические разработки проблемы практического мышления. В работе показано, что субъект практического мышления имеет дело со свойствами, актуальными для преобразования объекта, то есть со свойствами «взаимодействующей системы».

В книге представлено интересное исследование практического мышления, его субъекта и объекта, в которых отразилась их принадлежность к взаимодействующей системе.

Общая психология
Раздел библиотеки: Общая психология

В учебнике изложены основные разделы учебного курса общей психологии, представлены традиционные и современные подходы к решению теоретических проблем данной области психологии.

Предназначается для студентов-психологов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться