koob.ru

Хренов Н.А.. Книги онлайн

Хренов Н.А.

Николай Андреевич Хренов (17 декабря 1942) — выдающейся российский ученый и организатор науки, теоретик и историк художественной культуры, эстетик и искусствовед, социолог и психолог искусства, религиовед и фольклорист, философ и методолог гуманитарных исследований, аналитик СМИ и современной массовой культуры.

Доктор философских наук ГИИ (Москва), Сектор художественных проблем массмедиа.

В 1968 окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. В 1971 аспирантуру ВГИКа. В 1973защитил диссертацию на соискание кандидата искусствоведения «От законов творчества к законам восприятия». В 1992 — защита диссертации на соискание доктора философских наук «Культурологический аспект публики как коммуникативной общности».

Доктор философских наук, с 1992 года. Профессор, с 1997 года. Работает в Институте с 1971 сначала в секторе социологии искусства, затем с 1982 в секторе эстетики, с 1998 по июнь 2013 заведующим Отделом теории искусства, с 2005 по март 2014 заместителем директора по научной работе.

Сфера научных интересов: теория, эстетика, социология и социальная психология искусства; искусство в системе культуры, кино-теле — и другие экранные искусства.

Также является профессором кафедры эстетики, истории и теории культуры Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова. Председателем Комиссии Междисциплинарного изучения художественной деятельности при Научном совете РАН «История мировой культуры».

Лауреат премии в области киноведения и кинокритики «Слон» (2007). Дипломант премии в области киноведения и кинокритики «Слон» (2009).

Хренов Н.А. на видео

Книги (7)

Воля к сакральному
Раздел: Разное

В центре внимания автора — смена циклов в истории культуры.

На протяжении Ренессанса и Нового времени развертывается закат средневековой культуры с присущим ей обостренным чувством сакрального и одновременно становление культуры чувственного типа. Однако, начиная с рубежа XIX-XX веков, развертывается обратный процесс — начавшаяся реабилитация идеационализма средневековой культуры в художественных и нехудожественных формах, что означает восстановление в правах успевшего угаснуть сверхчувственного начала. Новый цикл, возникновение которого связано с XX веком как развернувшейся переходной эпохой, порождает острую тягу к сверхчувственному, вызывает к жизни новые отношения чувственного и сверхчувственного и не только в религиозных формах.

Отождествляя развернувшийся процесс со вспышками сакрального в его новых формах или с коллективной волей к сакральному, автор ставит вопрос о возможном начале становления культуры принципиально иного типа, обязывающей по-новому осмыслить отношения с предшествующими культурами и в соответствии с иными ценностными ориентациями заново прочитать всю историю культуры.

Диалог цивилизаций в эпоху становления глобальной культуры
Раздел: Разное

Данное коллективное издание посвящено вопросу о том, как развивается процесс взаимодействия между цивилизациями в современную эпоху, которую можно считать эпохой становления глобальной культуры.

Ответ на этот вопрос существует в двух вариантах. Первый связан с признанием того, что в современном мире под влиянием глобализации происходит унификация и стандартизация локальных культур, приводящая к их деградации и гибели. Второй ответ связан с идеей вступления мировой культуры в фазу постоянных глобальных конфликтов между цивилизациями.

Авторы данной монографии придерживаются точки зрения, в соответствии с которой средством разрешения межкультурных конфликтов является диалог цивилизаций и культур, развертывающийся, в том числе, и в художественной сфере.

Кино. Реабилитация архетипической реальности
Раздел: Разное

В предлагаемой книге проблематика кино рассматривается в общем процессе развития культуры XX века. Автор пытается в истории культуры найти такие эстетические явления, которые можно было бы назвать прямыми предшественниками кино. Соотнося литературные и зрелищные пласты культуры, он доказывает, что в любой культуре они являются оппозиционными.

Значительная часть книги посвящена соотношению между визуальными и вербальными пластами культуры или кино и литературой на разных этапах истории XX века.

Книга представит интерес как для киноведов, филологов, культурологов, студентов гуманитарных специальностей, так и для всех интересующихся визуальной проблематикой искусства, культуры и коммуникации.

Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы
Раздел: Разное

В центре внимания авторов данной книги — осмысление одной из противоречивых тенденций в развертывающихся на рубеже ХХ—ХХI веков процессах глобализации. Противоречие вытекает из логики реализации про­екта модерна. Последний возник в эпоху Просвещения и во многом опреде­лил в Новое время становление представленной Западом нетрадиционной культуры. Но он также определил и развертывание процессов глобализации в форме вестернизации мира. Однако уже в ХIХ веке модерн спровоцировал сопротивление, например, в форме романтизма. Сегодня оппозиция модерну связана с альтернативой — культура чувственного и культура идеациональ­ного типа (П. Сорокин).

Современный этап в развертывании глобализации связан уже не с вестернизацией, а с американизацией. Осуществляя лидерство в процессах глобализации, американская цивилизация, тем не менее, демонстрирует эскалацию культуры чувственного типа. Между тем, на рубеже ХХ—ХХI веков человечество в целом переживает переход от культуры чувственного типа к альтернативной культуре. Это противоречие способно привести к столкновению традиционной и нетрадиционной культур, а, возможно, и цивилизаций.

Образы Великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов
Раздел: Разное

В книге предпринята попытка рассмотреть кино в контексте трансформаций культуры XX века.

Констатируя в истекшем столетии переходный процесс на уровне культуры, автор пытается вписать в него кино. Переходная ситуация означает угасание культуры, возникшей в эпоху позднего Средневековья, и рождение альтернативной, обращенной в будущее культуры. В силу этого эстетический опыт возникшего в начале XX века нового, технического искусства оказывается амбивалентным. Выступая средством массовой коммуникации, кино функционирует как средство культуры чувственного типа, что соответствует гедонистически настроенному массовому зрителю. Вместе с тем, следуя новой, рождающейся культуре, кино начинает культивировать столь характерную для Средневековья сверхчувственную стихию. Последняя тенденция проявляется в активности в кинематографическом мышлении мифа и архетипа, имеющих в том числе религиозную основу.

Несмотря на развертывающиеся во второй половине XX века процессы дехристианизации и секуляризации — как в западном, так и в отечественном кино, — к жизни вызывается эстетика, соотносимая с альтернативной культурой. Но такая эстетика не является абсолютно новой. В реальности происходит трансформация эстетики, длительное время исходившей из аристотелевского дискурса, в эстетику платонизма. В свойственной отечественному кино активности архетипического мышления автор пытается выявить византийский комплекс, позволяющий продемонстрировать платоновскую сущность киноэстетики.

Книга предназначена для искусствоведов, культурологов, социологов, философов и историков.

Психология процессов художественного творчества

Соавтор: Мейлах Б.С.

Очередной сборник Комиссии комплексного изучения художественного творчества при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР, подготовленный с участием Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР, посвящен одной из актуальных областей современной науки о литературе и искусстве — психологии творчества.

Учитывая сложность и малоразработанность этой дисциплины, было решено посвятить данный сборник методологическим ее проблемам, в центре которых находится предмет психологии художественного творчества как процесса. Эта трактовка предмета психологии творчества была развита на Всесоюзном симпозиуме «Методологические проблемы изучения процессов художественного творчества», проведенном Комиссией совместно с Институтом искусствознания и состоявшемся в Москве 25–27 декабря 1978 г. Материалы симпозиума и составили в основном содержание этой книги. Построение ее отражает построение программы симпозиума.

Первая часть отведена общим проблемам; вторая — применению общих методологических принципов к конкретному анализу проблем психологии творчества в отдельных видах искусства: литературе, театре, живописи, музыке, кинематографии. При этом для анализа выбирались определенные явления в этих видах искусства.

Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты
Раздел: Разное

Соавтор: Кондаков И.В., Соколов К.Б.

В монографии, написанной в ключе гуманитарной междисциплинарности, сочетающей философские, культурологические, социологические и искусствоведческие аспекты проблемы, рассматривается феномен цивилизационной идентичности, вызывающий последнее время пристальное внимание ученых и политиков, а также широкой общественности.

Авторами рассматриваются теоретические аспекты цивилизационной идентичности (своеобразие цивилизационного подхода в гуманитарных исследованиях, типы коллективной идентичности, структура цивилизационной идентичности, менталитет и глобалитет как разные аспекты цивилизационной идентичности) и проблемы цивилизационной идентичности в исторической динамике (трансформация коллективных идентичностей в индустриальную и постиндустриальную эпохи, роль идеологии и социальной психологии в трансформации цивилизационной идентичности, тоталитаризм как ответ на кризис цивилизационной идентичности в ХХ в., субкультурная стратификация в эпоху глобализации).

Особое место в монографии занимает обсуждение проблем цивилизационной идентичности России (Россия как тип цивилизации, этногенез российской цивилизационной идентичности, роль российского природного и культурного наследия в становлении цивилизационной идентичности России, евроидентичность и глобалитет России).

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться