Предмет исследования — осмысление места категории «ценностное отношение» в структуре научного познания.
Проанализирована взаимосвязь категорий «значимость», «ценность», «истина», «смысл научного познания» и предложена праксеологическая модель их объединения. Обосновывается утверждение о том, что знание всегда значимо и выражает ценностное отношение познающего индивида. На основании проведённого анализа утверждается, что реализация ценностного отношения в процессе познания происходит через различение, когда каждый элемент наличного бытия сравнивается с другими и существует для учёного как истинный всегда в перспективе его использования.
Также утверждается, что пространственные представления не предзаданы, а конституируются самим человеком в процессе жизнедеятельности как наиболее удобная структура оперирования физическими объектами. Лишившись опоры на истинное знание законов природы и общества, научное познание неизбежно скатывается в релятивизм, когда научная рациональность подменяется социологией познания. Ценностное отношение фундирует, наряду с сущим, инвариантность «объективной» истины для разных учёных сообществ.