koob.ru

Колпакова Н.П.. Книги онлайн

Колпакова Н.П.

Колпакова Наталья Павловна (1902 — 1994) ― фольклорист, прозаик, детский писатель.

Н.П. поступила в Демидовскую женскую гимназию (позднее — средняя школа № 47) и закончила ее в 1919. Среди ее учителей были Н. Гумилев, М. Лозинский и крупнейший ученый-востоковед академик В. М. Алексеев, под руководством которого Н. П. переводила стихи средневековых китайских поэтов. Летом того же года поступила в Литературную студию при издательстве «Всемирная литература», которую окончила с дипломом первой степени.

В 1919–1921 была вольнослушательницей Петроградского государственного университета по факультету общественных наук.

Осенью 1921 г. поступила на Высшие курсы искусствознания Государственного Института Истории искусств (ГИИИ), которые окончила в декабре 1924 года со званием научного сотрудника 1 разряда (аналог современного кандидата наук). В ГИИИ Н.П. заинтересовалась курсом по народному творчеству, который вела В. П. Адрианова-Перетц, с которой впоследствии ее соединяла научная и личная дружба. Весной 1926 г. Н. П. Колпакова была зачислена в аспирантуру Института, где она занялась поэтикой А. А. Фета. В 1926 в ГИИИ была создана Крестьянская секция, в задачи которой входило изучение народного искусства. Для сбора материала решено было отправить в Заонежье специальную экспедицию. Руководителем ее был назначен известный специалист в области древнерусского зодчества К. К. Романов. Эта экспедиция коренным образом изменила судьбу Н. П., которая с тех пор посвятила себя изучению русского фольклора. Вместе с A. M. Астаховой, И. В. Карнауховой (Отдел истории и теории словесных искусств ГИИИ) и А. И. Никифоровым (Толстовский музей), Н. П. собирала фольклор заонежан. Обязанности исследователей распределялись так: A. M. Астахова записывала былины; И. В. Карнаухова и А. И. Никифоров — сказки; а Н. П. Колпакова — песни. Цикл этнографических очерков Н.П. о Заонежье был опубликован в июле—октябре 1925 в петрозаводской газете «Красная Карелия». После Заонежья последовали другие летние поездки: в 1927 — на Пинегу; в 1928 — Мезень; в 1929 — Печору.

Вскоре после заонежской экспедиции появляются и первые фольклористические статьи Н.П. — «Песня на Шуньгском полуострове» и «Свадебный обряд на р. Пинеге», опубликованные в сборниках ГИИИ.

К весне 1929 закончила аспирантуру и 27.03.1929 защитила работу «Современная крестьянская песня на реках Пинеге и Мезени», основанную главным образом на собственных полевых материалах. После защиты она получила звание научного сотрудника 1-го разряда и была оставлена в институте для дальнейшей научной работы. Однако уже через год, в 1930, при перепрофилировании ГИИИ, исследовательница потеряла работу. В течение девяти лет (1930–1939) Н. П. Колпакова не работала в научных учреждениях и была библиотекарем в нескольких средних школах Володарского района Ленинграда. Тем не менее, при каждой представлявшейся возможности она выезжала в экспедиции. Так, в 1932–1933 вместе с фольклористами Института по изучению народов СССР Н. П. Колпакова побывала в Беломорье. В 1937 с ее участием состоялась экспедиция Отдела фольклора Института литературы АН СССР в Вологодскую область. По экспедиционным впечатлениям ею были написаны книги очерков «Сквозь лесную проседь» (1935) и «Терский берег» (1937) и др. работы.

Осенью 1938 Отдел фольклора направил Н. П. Колпакову в Башкирию для руководства научной фольклорной экспедицией, организованной Совнаркомом Башкирской АССР, где были записаны русские песни, сказы о пугачевщине и заводской фольклор. Научная деятельность Н. П. Колпаковой в 1930-е гг. была весьма плодотворной, однако, она так и не получила ученой степени. Успешная защита ее работы «Современная крестьянская песня на реках Пинеге и Мезени» не была принята в расчет.

В январе 1939 Н. П. Колпакова была приглашена М. К. Азадовским на должность заведующей Кабинетом народного творчества при филологическом факультете Ленинградского университета. Здесь исследовательница приступила к работе над кандидатской диссертацией «Свадебный обряд Русского Севера». Н. П. Колпакова, пользуясь сравнительно-историческим методом, восстанавливала древнейший пласт русской свадебной обрядности на основании севернорусского материала. На защите одним из научных оппонентов был выдающийся фольклорист и этнограф Д. К. Зеленин, высоко отметивший данную работу.

Во время блокады Ленинграда Н. П. Колпакова оставалась в городе. До эвакуации университета в феврале 1942 она работала на филологическом факультете. Затем — в библиотеке Володарского райкома КПСС и Ленинградском отделении Союза советских писателей. В 1943 г. ее приняли в члены Союза, и она выпустила сборник «Частушки Ленинградского фронта».

За работу в блокадном городе Н. П. Колпакова была награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В октябре 1943 Н. П. Колпакова получила предложение читать курс устного народного творчества в Педагогическом институте им. А. И. Герцена, где и преподавала до 1948. После возвращения Ленинградского университета из эвакуации в течение 1945–1947 она вела на филфаке практические занятия по фольклору.

В апреле 1946 Н. П. Колпакова была приглашена на должность старшего научного сотрудника во вновь открытый Кабинет народного творчества в Государственный научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии (бывший ГИИИ). Она принимала участие в экспедициях, организованных ГИИИ в Ленинградскую область, на Урал и в Поволжье. Часть этих материалов вошла в сборники «Песни Поволжья» (1959) и «Народные песни Ленинградской области» (1958), составленные другом Н.П., композитором-фольклористом Ф. А. Рубцовым. Рубцов создал несколько романсов на тексты стихов Н. П. Колпаковой.

С 1950 она работает старшим научным сотрудником в кабинете фольклора ГИИИ, вплоть до его ликвидации в 1952. Почти целый год, до лета 1953 Н. П. Колпакова вынуждена была существовать на случайные заработки от выступлений по линии Бюро пропаганды Ленинградского отделения Союза советских писателей. Наконец 1 августа 1953. она была принята на работу в Сектор устного народнопоэтического творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР Войдя в штат Пушкинского Дома, Н. П. Колпакова в 1953–1954 возглавила экспедиции в Поволжье; в 1955 и 1956 г. состоялись поездки на Печору, а в 1958 — на Мезень. Результатами этих экспедиций стали фундаментальные сводные тома: «Русские народные песни Поволжья. Вып. 1. Песни, записанные в Куйбышевской области» (М.; Л., 1959); «Былины Печоры и Зимнего берега (Новые записи)» (М.; Л., 1961), «Песни Печоры» (М.; Л., 1963) и «Песенный фольклор Мезени» (Л., 1967). Во многом эти издания стали возможными, благодаря материалам, собранным Н. П. Колпаковой.

В 1963 г. вышла в свет монография Н. П. Колпаковой «Русская народная бытовая песня», где были высказаны новаторские идеи о жанровой классификации. Песенный жанр, по мнению Н.П. определяется его бытовой функцией, содержанием и общностью художественных средств.

19 декабря 1963 состоялась защита докторской диссертации Н.П. (оппоненты — В. П. Адрианова-Перетц, А. П. Евгеньева, Н. А. Мещерский).

Большинство из идей, высказанных в книге Н. П. Колпаковой, остаются актуальными и в наше время. Аннотированная картотека собранных Наталией Павловной песен насчитывает около трёх тысяч текстов (а общий каталог, составленный ею самой, охватывает сорок тысяч текстов). Большую познавательную ценность представляют научно-популярные книги Наталии Павловны, предназначенные для детей, юношества и широких кругов читателей. С 1967 года Колпакова занялась литературной деятельностью. Судьба отмерила ей долгую и плодотворную жизнь. В 1973 г. в серии «Литературные памятники» вышел в свет сборник «Лирика русской свадьбы». В 1975 г. — книга «У золотых родников: Записки фольклориста»; в 1977 г. — «Песни и люди».

Книги (3)

Лирика русской свадьбы
Раздел библиотеки: Фольклор

Книга, подготовленная известным фольклористом и этнографом Н. П. Колпаковой, включает 500 описательных текстов русской свадебной обрядности и свадебных песен, впервые собранных в настоящем издании воедино.

Песни и люди: О русской народной песне
Раздел библиотеки: Фольклор

Песни и люди, их взаимоотношения, определяющие пути и судьбы народного песенного творчества в веках, — вот одна из самых интересных тем для современного фольклориста-«песенника» и для исследователя народной художественной культуры нашего сегодняшнего дня.
Эту тему посильно и затрагивает настоящая книга, в которой использован материал фольклорных экспедиций разных лет.

У золотых родников. Записки фольклориста
Раздел библиотеки: Фольклор

Известный учёный-этнограф рассказывает о своих фольклорных экспедициях на Русский Север, о жизни, быте, занятиях коренного населения, бытующей сказительской традиции. Приводятся записи текстов песен, былин, загадок и пр. Авторские рисунки в тексте.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться