
«Иконография Богоматери», вышедшая впервые в 1914–1915 годах в двух томах, — итог исследований ученого, проводившихся в течение целого ряда десятилетий. Эта монография является одним из основополагающих трудов Н.П. Кондакова, и, несомненно, лучшим даже в наши дни сочинением, посвященным истории иконографических типов Богоматери преимущественно в христианской традиции Византии.
Никодим Павлович Кондаков (1844–1925) — крупнейший из дореволюционных историков византийского и древнерусского искусства; именно он в начале 1910-х годов, когда русская иконописная традиция в ее исторической перспективе стала достоянием широкой общественности, едва ли не одном из первых поставил вопрос о необходимости ее научного изучения: «Подавляющее богатство иконописного материала, сохраненного и развитого русской иконописью и ныне впервые опубликовываемого, требует научной постановки, исторического определения и разбора».




