koob.ru

Маковский К.Е.. Книги онлайн

Маковский К.Е.

Константин Егорович Маковский (20.06 (2.07).1839 — 17 (30).09.1915) — русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников.

Костя Маковский родился в Москве, в семье обеспеченного художника-любителя. 1843 год: Костя начинает заниматься живописью у своего отца, который просил зарисовывать его всё интересное, виденное на протяжении дня: уличные жанровые сцены, знакомых и пейзажи.

По тому же методу отец занимался с Владимиром, Николаем и Александрой, также ставшими живописцами. 1851 год: в возрасте 12 лет мальчик становится студентом Московского училища живописи и ваяния.

Его преподаватели — Михаил Скотти, Аполлон Мокрицкий и Сергей Зарянко — были учениками Карла Брюллова, отчего к Константину перешла нарядность манеры письма, декоративность и романтизм.

Также Маковский учился у Василия Тропинина, научившись делать с его работ копии, неотличимые от оригиналов.1857 год: еще будучи студентом училища, он получил малую серебряную медаль за карандашный этюд.

1858 год: окончив училище, в возрасте 20 лет Маковский переезжает в Санкт-Петербург, чтобы стать студентом Академии художеств, куда без труда поступает.

Его профессиональная выучка и уже совершенно самостоятельная манера письма поражает преподавателей, и вскоре он становится одним из лучших учеников.

1860 год: Маковский впервые участвует в выставке Академии художеств, представив картину «Исцеление слепых».1862 год: Константину Егоровичу повторно предлагают поучаствовать в выставке, и на этот раз он представляет работу «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».

1863 год: как ни удивительно, но баловень судьбы примыкает к «Бунту четырнадцати» и скандально уходит из Академии. В результате, как и прочим бунтарям, ему не достается Большой золотой медали и диплома.

1863 год: Константин Егорович присоединяется к Артели художников-передвижников, только что организованной Иваном Крамским в итоге «Бунта четырнадцати».

Но на этот момент он уже был востребованным и дорогим художником, поэтому надолго в Артели не задержался. Одна только фешенебельная мастерская, арендуемая им на Невском проспекте, шла вразрез с убеждениями передвижников.

Более того, в основном Маковский занимался исполнением портретов знати, поэтому отношения вскоре разладились. Но это не повлияло на возможность выставления работ у передвижников, потому что Крамской никогда не отрицал великого таланта Маковского.

1865 — 1867 годы: Константин Егорович пишет, помимо многочисленных заказных портретов, жанровые сцены в русском стиле — «Вдову» и «Продавца сельди».1870 год: Маковский присоединяется к «Товариществу передвижных выставок», по-прежнему интересуясь фольклорными зарисовками.

Середина 1870-х годов: художник путешествует в Сербию и Египет, после чего приобретает новую манеру письма, связанную с ещё большей декоративностью и яркостью цвета.1880-е годы: Маковского признают одним из наиболее дорогих российских художников.

Меценат Павел Третьяков не всегда мог позволить себе приобрести его работы, стоившие несколько десятков тысяч рублей, поэтому множество произведений было отослано за границу, где коллекционеры были более щедры.

1889 год: Константин Егорович участвует во Всемирной выставке в Париже и получает Золотую медаль сразу за 3 работы: «Демона и Тамару», «Суд Париса» и «Смерть Ивана Грозного».

После этого успеха стали громче раздаваться голоса недоброжелателей, обвинявших художника в предательстве передвижников. 1902 год: провальная выставка в Академии художников, где автор выставлялся вместе с другим передвижником — Ефимом Ефимовичем Волковым. Увлечённая модернизмом и импрессионизмом публика обвинила художников в старомодности.

1915 год: Маковский принимает участие в создании Общества возрождения художественной Руси. Наравне с ним в общество вступили историки, архитекторы и искусствоведы. Задачей являлась популяризация архаических образов древней Руси применительно к современным художественным реалиям.

Маковский К.Е. на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 60. Константин Егорович Маковский
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: В. Берницева.

С детства Константина Маковского окружала музыка, и нет ничего удивительного в том, что впоследствии в его доме ставились настоящие театральные постановки, пели приглашённые итальянские артисты, собирался цвет русских композиторов.

Художественное образование в семье Маковских не было самодовлеющим, его рассматривали лишь как вспомогательное орудие, призванное помочь ребёнку в полной мере возобладать над теснившими воображение образами.

Неплохо музицирующий, славящийся хорошим голосом, Маковский, выбирая жизненный путь художника, последовал примеру отца, владевшего мастерством живописца.

В двенадцать лет Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ещё до рождения Константина Егор Иванович, отец художника, вдохновлённый картиной «Последний день Помпеи», пригласил её автора, Карла Павловича Брюллова, в Москву и познакомил с ним своих соратников по искусству.

В дальнейшем Маковский-старший сориентировал направленность училища в сторону брюлловского академизма, несмотря на отсутствие основательной материальной базы, необходимой для серьёзной подготовки учащихся в этом русле, как в Петербургской Академии художеств.

В свою очередь преподаватель Московского училища С.К. Зарянко, ученик А.Г. Венецианова, проводил в заведении свою собственную линию, отличную от академической, что придавало особую идейную и творческую направленность всему учебному процессу.

По методике Зарянко расположение предметов и фигур на картине с точки зрения соотношения их деталей и ритмов не являлось обязательным, как того требовала классическая композиция.

Противоречащие друг другу программы обучения способствовали формированию у художников, вынужденных искать компромиссы и одновременно отстаивать собственные позиции, развитого творческого мышления.

В училище вместе с Маковским учились В.Г. Перов, И.М. Прянишников, И.В. Неврев, В.В. Пукирев, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов — все будущие участники передвижных выставок.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться