koob.ru

Сомов К.А.. Книги онлайн

Сомов К.А.

Константин Андреевич Сомов (18 [30].11.1869, Санкт-Петербург — 6.05.1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Академик Императорской Академии художеств.

Отец будущего художника, Андрей Иванович, был известным искусствоведом, работал старшим хранителем Эрмитажа.

В гостях у Сомовых часто бывали знаменитые художники и искусствоведы, а стены дома были украшены картинами и рисунками из коллекции отца.

Семья часто выезжала за границу и посещала известные европейские музеи и театры. Начальное художественное и музыкальное образование Костя получил дома.

В 1879 г. мальчика отдали в престижную гимназию Карла Мая. Там он познакомился и подружился с А. Бенуа, Д. Философовым, В. Нувелем, с которыми организовал кружок «Невские пиквикианцы».

К кружку присоединились Л. Бакст и С. Дягилев. Благодаря организаторским талантам последнего кружок позже перерос в серьёзное художественное объединение.

Уже в эти годы юноша мечтал о «новом искусстве». В 1888 г. отец забрал Костю из школы, посчитав, что сын не справляется с естественными науками.

В 1888 г. молодой человек стал студентом Академии художеств. Основной курс окончил в 1892 г. С 1894 г. Константин стал заниматься в мастерской Ильи Репина.

В 1895 г. Сомов принимает участие в выставке «Белое и чёрное» Общества русских акварелистов и представляет несколько рисунков, выполненных углём и акварелью. 

Два этюда молодого художника были приобретены Сергеем Дягилевым. В 1897 г. Константин приехал в Париж, где стал посещать занятия в Академии Коларосси.

В это же время в Париже собрались и друзья-художники Сомова, с которыми он проводил много времени, изучая новые направления в европейской живописи.

Там же он пишет портрет отца и сестры Анны. Вернувшись в Петербург в 1898 г., живописец становится одним из основателей художественной группы «Мир искусства», выросшего из «Невских пиквикианцев».

В неё вошли такие художники, как К. Коровин, В. Серов, М. Врубель, М. Нестеров, В. и А. Васнецовы и др. Сомов также пробует свои силы в иллюстрации, принимает участие в оформлении одноимённого журнала.

В отличие от передвижников мирискусники вдохновлялись культурой и художественными направлениями XVIII века, они тяготели к барокко, российскому рококо и ампиру, пытались переосмыслить значение и наследие предыдущих эпох.

В период с 1897 по 1900 гг. Сомов работал над портретом Е.М. Мартыновой, который получил название «Дама в голубом». Это одна из самых известных картин автора.

В 1899 г. Сомов создаёт рисунки для книги А.С. Пушкина «Граф Нулин».Также в это время художника увлекает работа с фарфором. Из этого материала он создаёт изысканные композиции: «Граф Нулин» (1899 г.), «Влюблённые» (1905 г.), «Дама, снимающая маску» (1906 г.) и др.

В 1901 г. он проиллюстрировал повести Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект».

В 1903 г. в Петербурге прошла первая персональная выставка К. Сомова. В том же году состоялись выставки в Гамбурге и Берлине, на которых была показана большая часть экспозиции.

В 1905 г. началось сотрудничество Сомова с ежемесячным литературно-художественным журналом «Золотое руно». В 1907 г. в Германии вышел сборник фривольной прозы и поэзии XVIII века под названием «Книга маркизы».

Книга содержала иллюстрации эротического характера, выполненные К. Сомовым. Это первое издание («Малая Маркиза») содержало всего 8 иллюстраций. Второе издание («Средняя Маркиза») было выпущено в 1918 г. в Петербурге на французском языке.

В него вошло 24 рисунка. Полгода спустя было опубликовано самое полное издание («Большая Маркиза»), содержащее 31 иллюстрацию. В него были включены самые откровенные и скандальные рисунки, сделанные художником.

В 1917 г. Константин Андреевич работал в качестве художественного консультанта на Императорском фарфоровом заводе. Идеи революцию 1917 г. не были близки художнику. В 1918 г. он получил должность профессора Петроградских государственных свободных художественных мастерских.

В 1918 г. художник написал знаменитый портрет своего сердечного друга М.Г. Лукьянова. Годом позже в честь 50-летия мастера в Третьяковской галерее была организована большая выставка его работ.

В 1923 г. живописец, как уполномоченный «Русской выставки», выехал в Америку. В 1924 г. выставка успешно прошла, но Константин Андреевич на родину уже не вернулся. В 1925 г. он переехал во Францию, в Париж, где в 1928 г. приобрёл себе квартиру на бульваре Эксельманс.

В Париже художник много и плодотворно работал, создавал новые картины и иллюстрации к произведениям. В 1929 — 1931 гг. Сомов создал иллюстрации к роману «Манон Леско» аббата Прево и греческому роману Лонга «Дафнис и Хлоя».

Сомов К.А. на видео

Книги (1)

Великие художники. Том. 86. Константин Андреевич Сомов
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: Е. Гришина.

Константин Андреевич Сомов — одна из центральных фигур художественного объединения «Мир искусства», которое возникло в 1898 и просуществовало с перерывами до 1924.

Одноимённый журнал под редакцией С.П. Дягилева выходил с перерывами с 1899 по 1904.

Деятельность мастеров «Мира искусства» была целенаправленной и чрезвычайно активной, поэтому объединение стало определяющей силой в художественной жизни России рубежа столетий.

Задачей и одним из достоинств журнала «Мир искусства» было то, что он являлся свободной трибуной для дискуссий как в области искусства, так и в области религии, философии, литературы.

На его страницах обсуждались самые актуальные проблемы интеллектуальной жизни России и Запада. Эстетическая программа и намеченный Дягилевым практический план деятельности издания привлекли внимание публики.

Журнал с самого начала прочно занял достойное место в художественной жизни России и обрёл большое число поклонников. Деятельность объединения вбирала всё новое, что обнаруживало себя и в современном процессе, и в культурном наследии.

Так, «Мир искусства» знаменовал собой наступление новой эры в культурной жизни конца XIX века.

Творчество Сомова с особой наглядностью выразило основные принципы мирискуснической эстетики. Это отразилось в обращении художника к исторической ретроспекции, театральности большинства его работ, склонности к изысканному стилю и чувственности.

Константин Андреевич был не только живописцем, но и великолепным рисовальщиком, много сделавшим для развития графики XX века, а также создателем замечательных произведений скульптуры.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться