koob.ru

Костомаров Н.И.. Книги онлайн

Костомаров Н.И.

Николай Иванович Костомаров (4 [16] мая 1817, Юрасовка, Воронежская губерния — 7 [19] апреля 1885, Санкт-Петербург) — русский историк, публицист, писатель, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, действительный статский советник. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России. Один из руководителей Кирилло-Мефодиевского братства.

С 1846 — профессор Киевского университета на кафедре истории. С 1848 по 1857 служил в Саратовском статистическом кабинете. Редактор и составитель «Актов, относящихся к истории Южной и Западной России. Организатор и сотрудник украинского журнала «Основа» (1861-1862 гг.). Несмотря на приглашения в Киевский и Харьковский университет, К. вынужден был от них отказаться из-за рекомендации Министерства народного просвещения. Организатор и активный деятель тайного Кирилло-Мефодиевского общества. Общество было разгромлено в 1847 и после годичного заключения был отправлен в ссылку в Саратов.

Известен также как поэт, в его стихах в националистическом духе изображено национально-освободительное сопротивление украинцев. После студенческих беспорядков 1861 Петербургский университет был закрыт, но несмотря на это, часть профессоров продолжила чтение лекций в здании Городской думы. Это явление получило в печати название Вольный университет. Однако, он отказался прекращать лекции после инцидента с профессором Павловым, в то время как думский комитет запретил дальнейшее их чтение. После этого случая К. прекратил свою деятельность в университете и углубился в литературные занятия.

Крупный историк XIX века, его концепция очевидно выбивалась из историографического поля его эпохи. Основной интерес ученого был связан с изучением истории русского народа в единстве его составных частей (народностей — прежде всего, украинской и великоросской). Это обстоятельство предопределило достоинства его трудов — насыщенность их этнографическим и фольклорным материалом, вниманием, которое историк уделял реконструкции быта народа. Такой подход разводил построения Костомарова с современными ему историографическими направлениями и, прежде всего, государственной школой. Согласно его концепции в основе исторического развития русского народа была борьба двух начал «вечевого» (превалировало в украинской народности) и «самодержавного» (доминировало в Великороссии), которое и побеждает с возникновением московской государственности. Об «украинском национализме» Костомарова можно говорить с большой долей условности — историческим идеалом Костомарова, исходя из которого историк конструировал прошлое, была Россия «как центр славянской взаимности», но Россия — сознающая «законность племенного разнообразия в единстве», федерации славянских народов.

Костомаров Н.И. на видео

Книги (17)

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел
Раздел: История

«Русская история в жизнеописаниях ее главнейших, деятелей» — фундаментальный труд выдающегося историка, этнографа, писателя, критика XIX века Николая Ивановича Костомарова (1817-1885). В него вошли 53 статьи о виднейших русских и украинских государственных, военных и церковных деятелях.

В первый том включены жизнеописания, посвященные деятелям государства раннего периода, начиная с великого князя Владимира Святославича и оканчивая родоначальником дома Романовых — Филаретом Никитичем.

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел
Раздел: История

«История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» — классический труд одного из основоположников русской исторической мысли, Н.И.Костомарова (1817–1885). Неординарный для традиционной науки ХIХ века отбор сюжетов, своеобразная политическая концепция сделали «Историю» значительным общественным событием своего времени. Благодаря выдающемуся литературному таланту и стремлению быть исключительно внимательным к характерным деталям эпохи знаменитому историку, этнографу, писателю удалось создать и живописно изобразить целую галерею русских исторических деятелей.

Во второй том включены жизнеописания, посвященные деятелям государства эпохи Романовых, от царя Михаила Федоровича до императрицы Елисаветы Петровны.

Бунт Стеньки Разина
Раздел: История

Кто был Стенька Разин — народный заступник или жестокий разбойник, вор, как говорили в старину? Откуда пошло название Русь? Чем отличается по своему, как нынче говорят, менталитету южнорусская и великорусская народности, в прошлом «составлявшие одно тело»? Как закладывалась у самых истоков федерация русских народов? Как и почему центр из Киева сместился к восточным русским землям? Совершал ли свой подвиг Иван Сусанин? Как русские еще до Петра пытались «прорубить окно в Европу»? Каковы истоки бесконечных междоусобий на российском пространстве, дающих знать о себе и сегодня? Скольких усилий стоило России преодоление векового враждебного окружения, угрожавшего ее существованию? В чем отличие западной церкви от восточной? Ответы на эти вопросы, а также раз-мышления историка об исторических путях России и ее ближайших соседей, о славянском мире, о «свободе совести, мысли, слова и дела» помогут понять и такой, актуальный для нас сегодня, вывод историка: «.всегда почти бывало в истории, что свобода, достигши высшей степени развития, уничтожив всякие границы, губит себя, допуская такие стихии, которые, пользуясь слабыми сторонами общественного строя, берут верх над всем и потом господствуют уже насильно».

Эти работы выдающегося русского и украинского историка не переиздавались с дооктябрьского времени и воспроизводятся по санкт-петербургскому изданию 1903–1906 гг. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора.

Быт и нравы русского народа
Раздел: История

Книга родоначальника «народной истории», выдающегося русского историка и публициста Николая Ивановича Костомарова — удивительная энциклопедия исконного быта и нравов русского народа допетровской эпохи. Костомаров, в лице которого удачно соединялись историк-мыслитель и художник, — истинный мастер бытописания. Он глубоко вживался в изучаемую им старину, воспроизводил ее настолько ярко и выпукло, что описанные им образы буквально оживали, накрепко запечатляясь в памяти читателя.

«Быт и нравы русского народа» — живой и интересный рассказ о том, как жили наши предки, что ели, во что одевались, что выращивали в своих садах и огородах, как лечились, справляли свадьбы и воспитывали детей. Семейные традиции и обряды, увеселения и обычаи хозяйствования, торговля и домоводство и другие сферы бытования народа от крестьян до царей образуют те фундаментальные традиции, на которых покоится здание русского мира.

Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк)
Раздел: История

В книге увлекательно и ярко рассказывается о том, как жили наши предки в XVI–XVII столетиях, что ели-пили, на чем сидели, какую одежду носили, как лечились, веселились, принимали гостей, отмечали праздники и еще много-много всего интересного.

Земские соборы. Исторические монографии и исследования
Раздел: История

Сегодня много говорят о земстве, о народном самоуправлении. Потому так актуальны работы Н.И. Костомарова о старинных земских соборах, рассказывающие о первых представительных органах в структурах государственной власти на Руси, ограничивающих абсолютистский и чиновничий произвол. Из «Очерка торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях» читатели узнают о том, что русские люди очень любили торговать и не считали это унижением, о сметливости русских купцов, о купцах-шпионах, о ценах на товары (сколько стоили раньше икра, осетрина, соболя, мед, сало, вино, хлеб, соль...), о поборах и взятках торговых людей, о таможенных пошлинах, о торговле с заграницей, в характере которой почти ничего не изменилось за 300 лет. И, конечно же, прямые аллюзии с днем сегодняшним вызовут очерки историка о героях и антигероях Смутного времени, которому на Руси нет конца...

Казаки
Раздел: История

Кто такие казаки — в прошлом и теперь? Этот вопрос задают сегодня многие. Некоторые утверждают, что Казки — особый класс, другие, что и вовсе отдельная нация. А есть еще и казаки-разбойники. Именно с такой оценкой казачества украинским историком П.Кулишом едко полемизирует Н.И.Костомаров. Казаки, утверждает он, вольные люди. Запорожская Сечь, казаки, переселившиеся на просторы Черноморья, Дона и Кубани — в центре его внимания.

Сборник составлен как из работ, вошедших в санкт-петербургское издание 1903-1906 гг., так и из статей, затерявшихся в газетах и журналах XIX века.

Кудеяр
Раздел: История

Роман о полулегендарном герое, разбойнике, написанный известным русским историком, раскрывает перед читателем величественные и трагические события отечественной истории середины XVI в. Далеко не все, о чем писал талантливый ученый, выступивший на этот раз как романист, наблюдалось в действительности. Но Костомаров прекрасно уловил многогранный и противоречивый характер жизни того времени — через образы самодержца Ивана Грозного и разбойника Кудеяра.

Для всех, интересующихся русской историей.

Материалы и исследования. Богдан Хмельницкий
Раздел: История

В нынешнем году исполняется триста лет, как Переяславская Рада голосами лучших и авторитетнейших представителей народа Украины провозгласила о ее присоединении к России. Нынче это историческое решение подвергается сомнению, а то и оценивается некоторыми современными общественными деятелями как ошибочное. Работа выдающегося русско-украинского историка Н.И. Костомарова о Богдане Хмельницком и его эпохе, основанная на тщательном изучении документов и свидетельств современников, дает возможность объективно оцепить выбор, сделанный тогда украинским народом. Единственно возможный в тех условиях выбор, который позволял Украине сохранить не только свою культуру, духовное наследие, но и национальное достоинство и своеобразие. Непредвзятый читатель, взявший на себя труд ознакомиться с исследованием И.И. Костомарова, может в этом убедиться сам.

Печатается с издания: СПБ, 1884 г.

Раскол. Исторические монографии и исследования
Раздел: История

Раскол в религиозной сфере Н.И. Костомаров справедливо связывает с общественным состоянием страны, ибо вся история Российского государства — по сути дела вечный раскол и спор: между князьями, между церковниками, между наследственными государями и узурпаторами, Западом и Востоком, а в конечном счете — между властью и народом. Парадоксальна, но не лишена смысла мысль автора о том, что, несмотря на консервативные свойства движения раскольничества, оно стало «крупным явлением народного умственного прогресса». И сегодня актуально звучат слова историка: «То, что только признавалось тупо, как дедовский обычай, то, чему слепо верили, не размышляя, то самое пришлось защищать, а следовательно, пришлось тогда думать, пришлось многому поучиться. Раскол расшевелил спавший мозг русского человека».

В тексте отчасти сохранены орфографии и пунктуации автора. Печатается по Санкт-Петербургскому изданию 1903-1905 гг.

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
Раздел: История

«Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» — фундаментальный труд выдающегося историка, этнографа, писателя, критика XIX века Николая Ивановича Костомарова (1817–1885).

В него вошли статьи о виднейших отечественных государственных деятелях, начиная с Владимира Святого и заканчивая Елизаветой Петровной. Образный язык, богатейший фактический материал, критическое отношение к официозу, придают трудам Костомарова непреходящее значение.

Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). Исторические монографии и исследования
Раздел: История

Становление российской государственности переживало разные периоды. Один из самых замечательных — народное самоуправление, или «народоправство», в северных русских городах: Новгороде, Пскове, Вятке. Упорно сопротивлялась севернорусская республика великодержавным притязаниям московских князей, в особенности не хотелось ей расставаться со своими вековыми «вольностями». Все тогда, как и сегодня, хотели быть суверенными и независимыми: Новгород — от Москвы, Псков и Вятка — от Новгорода. Вот и воевали без конца друг с другом, и бедствовали, и терпели разорения от Литвы, Польши и Орды до тех пор, пока Иван III твердой и умелой рукой не покончил с северной вольницей и не свел русские земли в единое Московское (Российское) государство

Книга воспроизводится по санкт-петербургскому изданию 1903-1906 гг. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора.

Русские нравы («Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», «Семейный быт в произведениях южнорусского народного песенного творчества», «Рассказы И. Богучарова», «Автобиография»).
Раздел: История

Эта книга по-своему уникальна. Ее стоит прочесть каждому образованному человеку, интересующемуся проблемами национального своеобразия. «Домашняя жизнь и нравы...» и «Семейный быт...» — по существу малая энциклопедия народных обычаев и обрядов двух братских народов — русского и украинского. Одежда и утварь, пища и питье, здоровье и болезни, сватовство и свадьбы, родины и крестины, прием гостей, увеселения, игры и забавы, песни и погребения — обо всем этом историк-этнограф-писатель рассказал со знанием дела и с великой любовью.

Работы воспроизводятся по санкт-петербургскому изданию 1903-1906 гг. и тому «Литературное наследие» (СПБ, 1890); В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора.

Славянская мифология. Исторические монографии и исследования
Раздел: История

Сегодня, когда так возрос интерес к христианству, православию, резонно обратиться к еще более древним пластам нашей культуры — славянской языческой мифологии. Перун, Сварог, Даждь-бог, Радегаст, Свантовит, Бел-бог, Яровит, Жив, Лад, Лель — много ли мы знаем об этих божествах, олицетворявших у наших предков различные силы природы и человеческого бытия: света, солнца, весны, любви, войны? А празднества — Ивана Купала, Велик день, Коляды, гаданье на соломине, этимология слов: Руса, Россь — русло; огород, загород — город; сад — верт — вертоград — сколько во всем этом удивительной, самобытной и, к сожалению, забытой поэзии! «Обожание и обожествление — суть свойство юношеского состояния духовного развития народа, то есть его языческого периода», — замечает Н.И. Костомаров. А кто не хочет вернуться в свою юность! Славянская демонология, богатейшее народное поэтическое творчество, сотни приводимых в книге праздничных, семейных, любовных, солдатских, казацких, свадебных и т.п. песен делают ее своеобразной энциклопедией истории, нравов, быта — всей духовной жизни двух братских народов — русского и украинского. А все это должен знать каждый человек, уважающий свой народ, его историю и культуру.

Смутное время Московского Государства в начале XVII столетия. Исторические монографии и исследования
Раздел: История

Сегодняшнее время в нашей стране, еще недавно считавшейся могущественной державой, называют смутным по аналогии с началом XVII века, когда Россия, оказавшись на какой-то период без традиционной законной власти, впала в губительное состояние внутреннего противоборства и подверглась внешнему и внутреннему разорению.

Тогда народное ополчение, сформированное Мининым и Пожарским, спасло Россию от гибели, от исчезновения как самостоятельного государства. Подобная ситуация повторилась и после февраля 1917 года. Чтобы ответить на некоторые вопросы относительно сегодняшней ситуации в России и о ее будущем, попытаться составить свой прогноз, современному читателю полезно будет ознакомиться с историческим сочинением выдающегося российского историка Н.И. Костомарова, давно у нас не переиздававшимся. Мы воспроизводим его по Санкт-Петербургскому изданию 1904 года.

В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора.

Старый спор (Последние годы Речи Посполитой). Исторические монографии и исследования
Раздел: История

Читатели, следящие за выпусками томов сочинений Н.И. Костомарова, уже познакомились с его работой «Смутное время Московского государства в начале XVII столетия», повествующей о том, как Россия с помощью коварства и насилия едва не была покорена Польшей. Этот старый спор о главенстве в славянском мире продолжился в конце XVIII века, только теперь уже русские войска, вместе с прусскими и австрийскими, пришли в Польшу, или, как она тогда называлась, Речь Посполитую.

Автор с неумолимой логикой и научной аргументацией показывает, как в силу некоторых отрицательных черт национального характера, легкомыслия правящего класса, развращенного рабством и отсутствием должного воспитания, а также народного равнодушия и отсутствия политической волн, государство, имевшее все основания быть самостоятельным и могущественным, оказалось побежденным и поделенным между соседними державами.

Книга воспроизводится по Санкт-Петербургскому изданию 1903-1906 гг. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора.

«Руина», «Мазепа», «Мазепинцы»: Исторические монографии и исследования
Раздел: История

Иные времена по запутанности и драматизму событий нередко напоминают своего рода детектив, в особенности когда совершаемые историческими персонажами действия подпадают под разряд преступлений, влекущих и соответствующую кару. При этом «расследование» причин преступлений растягивается порой на века, что подтверждают и включенные в эту книгу сочинения Н.И. Костомарова «Руина», «Мазепа», «Мазепинцы», составляющие своеобразную трилогию. «Руина» — «смутное время» в истории Украины, последовавшее вскоре за судьбоносной Переяславской Радой 1654 г.

Сегодняшнее «смутное время» прямо перекликается с той эпохой. Вновь Россия и Украина оказались перед дилеммой: быть ли им в прочном братском союзе или вследствие неразумных действий современных мазеп обречь свои народы на разорительные междоусобицы, ненужные страдания и гибель. Знакомство с публикуемыми в томе работами выдающегося русско-украинского историка поможет читателям определиться в оценке современных событий, а, возможно, и сделав правильный выбор в трудноразрешимой ситуации...

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться