koob.ru

Козлова Е.А.. Книги онлайн

Елена Анатольевна Козлова (1949 — 1916) — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Сектора ибероамериканского искусства Отдела региональных культур Государственного института искусствознания.

Елена Анатольевна была уникальным знатоком доколумбовой художественной культуры и всех последующих периодов мексиканского искусства, а также исследовала ряд ключевых проблем испанского и латиноамериканского художественного творчества.

Книги (2)

Опыты национального самопознания: Мексика в творчестве художников-монументалистов ХХ века
Раздел: Искусство

В XX столетии в формирование мирового художественного пространства втягиваются неевропейские регионы. Впервые в истории мирового искусства художественное явление, возникшее в латиноамериканской стране — мексиканская монументальная живопись (мурализм) — распространило свое влияние не только на всю территорию Нового Света, но завоевало признание и за его пределами как самобытный художественный феномен, как ярчайшее отражение самосознания создавшего его народа. Задача монографии состоит в том, чтобы посмотреть на проблему, которую принято называть «мексиканской школой», в историко-искусствоведческой перспективе, как на историю возникновения, существования и заката одной из поздних национальных школ мировой живописи.

Интерес европейцев к латиноамериканскому искусству (начиная с мурализма и включая «новый роман» — уже во второй половине XX века) проистекает из двойственного ощущения: родства — и в то же время различия, откуда идут отношения вечного «притяжения — отталкивания». Как европейцы, так и латиноамериканцы с особым интересом вглядываются в лицо своего предполагаемого «другого я», чтобы лучше понять не столько, может быть, «другого», сколько самих себя. Не тот ли это путь, на котором региональные культурные явления превращаются в явления общемирового порядка? В этом свете латиноамериканский опыт ярчайших латиноамериканских художников XX века может представлять особый интерес и иметь особую актуальность для России, исторически сформировавшейся, как и Латинская Америка, на грани Европы и неевропейской части мира.

Художественный мир индейцев Центральной Мексики: От Семи пещер до страны Анауак
Раздел: Искусство

Настоящая работа посвящена теме, на первый взгляд, локальной. На самом же деле речь идет об историко-культурном явлении, знание которого необходимо для правильного понимания движения человечества по пути, на котором отдельные очаги цивилизации, разделенные непреодолимыми ранее пространствами, становились частью единой ойкумены, а их культуры вливались в общий поток культуры человечества.

Центральная Мексика сыграла одну из ведущих ролей в зарождении латиноамериканской историко-культурной общности. Искусство жителей Америки много тысячелетий развивалось вне заметных импульсов извне. Тем интереснее, что основные направления его эволюции оказались такими же, что и на соответствующих этапах истории Европы, Африки и Азии. Автор начинает исследование корней древнемексиканской культуры с переселения в Новый Свет палеолитических охотников и доводит его до кануна Конкисты. Это позволяет исторически убедительно объяснить основные формы и сюжеты искусства региона. Их анализ ведется в сопоставлении с типологически близкими феноменами художественной культуры Старого и Нового Света.

Рекомендуется культурологам, искусствоведам, историкам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей искусства и религии.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться