
Геннадий Григорьевич Кравцов — доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор РГГУ. Директор Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета. Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета. Профессор Института высшего и дополнительного профессионального образования Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии.
До поступления в университет работал в лаборатории Медногорского медно-серного комбината. В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности учебной деятельности младших подростков», в 1995 г. — докторскую диссертацию на тему «Формирование личности в процессе обучения: дошкольный и младший школьный возраст».
С 1972 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас — ПИ РАО). Курировал апробацию программы развивающего обучения в сельской школе посёлка Нудоль Московской области. Работал в лаборатории учебной деятельности, занимаясь вопросами познавательного и личностного развития младших подростков.
В конце 1970-х гг. работал в Институте по изучению причин и выработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР, исследовал проблемы личностного развития подростков. В 1984 г. возглавил лабораторию развития личности в условиях семейного и общественного воспитания Института дошкольного воспитания АПН СССР.
Под руководством Г.Г. Кравцова была разработана концепция развития дошкольного образования, на основе которой была подготовлена и внедрена альтернативная государственная программа дошкольного и начального образования «Золотой ключик». Руководил разработкой программ «Мастер» (5 — 9 классы) и «Открытие» (10 — 11 классы).
В начале 1990-х гг., занимаясь изучением условий, необходимых для полноценного личностного развития, и проблемой подготовки психолого-педагогических кадров для различных ступеней образования, сформулировал идею о необходимости создания действующей модели системы непрерывного образования, начиная с рождения и заканчивая послевузовским психолого-педагогическим образованием.
В 1995 г. Г.Г. Кравцов, совместно с группой коллег и единомышленников создал в рамках Российского государственного гуманитарного университета Институт психологии и стал его первым директором (1995 — 1997 гг.), возглавляет Институт с 2023 г.
Заведовал кафедрой психологии личности факультета психологии Института психологии имени Л.С. Выготского Россйского государственного гуманитарного университета. Возглавлял диссертационный совет РГГУ по психологическим наукам.
Область профессональных интересов: методология психологии, культурно-историческая психология, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология, психология волевого развития. Разрабатывает теорию психологических средств, строит собственную периодизацию психического и личностного развития, занимается проблемами девиантного поведения и личности преступника.
Читает курсы: Принципы планирования и проведения научного исследования (методический семинар); Формы и способы коммуникативной деятельности (методический семинар); Принципы и специфика реализации экспериментально-генетического метода в системе образования (методический семинар); Методология научных исследований в образовании; Философия и методология науки.