koob.ru

Кравцова М.Е.. Книги онлайн

Кравцова М.Е.

Кравцова Марина Евгеньевна (кит. упр. 克拉夫佐娃, пиньинь Kèlāfūzuǒwá, Кэлафуцзова; род. 19 июня 1953, Ленинград, СССР) — советский и российский синолог, один из ведущих современных специалистов России в области истории литературы, искусства и культуры Китая. Доктор филологических наук (1994), профессор.

Родилась в семье военнослужащего. В 1975 году закончила Восточный факультет ЛГУ (кафедра китайской филологии, специальность «востоковед-филолог»), в сентябре того же года была принята на работу в Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР (в настоящее время — Институт Восточных рукописей РАН). Научным руководителем молодой китаистки стал Б. Б. Вахтин (1930–1981), один из первых советских исследователей песен-юэфу и поэзии эпохи Шести династий. После кончины Б. Б. Вахтина роль наставника взяла на себя О. Л. Фишман (1919–1986).

В 1983 году М. Е. Кравцова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Поэтическое творчество Шэнь Юэ (441–513)». В 1990–1991 гг. проходила стажировку в КНР. В 1994 году получила учёную степень доктора филологических наук. В диссертации «Формирование художественно-эстетического канона традиционной китайской поэзии: На материале поэтического творчества древнего и раннесредневекового Китая» М. Кравцова выявляла мифопоэтические истоки «Чуских строф», конкретизировала конфуцианские и даосские поэтологические воззрения, последовательно рассматривала религиозные и натурфилософские взгляды на поэтическое творчество — как отражающее гармонию с космосом.

С 1996 года — ведущий научный сотрудник Института Восточных рукописей РАН. С сентября 1998 года преподаёт на Кафедре философии и культурологии Востока Философского факультета СПбГУ. С сентября 2003 года — в основном штате СПбГУ, профессор. Читает лекционные курсы «Китайская древняя и классическая художественная словесность», «Виды и жанры китайского изобразительного искусства», «Виды и жанры китайской художественной словесности», «Китайские концепции творческой деятельности», «Буддизм и художественная культура Китая», «Основные виды китайского традиционного декоративно-прикладного искусства», «Древнее конфуцианство и конфуцианская традиция», «Китайская эстетическая теория», «Художественная культура Китая».

Широкую известность получили труды Кравцовой — определённые автором как «учебные пособия» — «История культуры Китая» (4 издания: 1998 — 2011) и «Мировая художественная культура. История искусства Китая» (2004). Написанные на материале оригинальных китайских источников и авторитетной научной литературы, с учётом археологических находок последнего времени и новейших теоретико-методологических установок, эти «учебные пособия» носят фундаментальный энциклопедический характер и стали первыми изданиями на русском языке, в которых максимально полно представлена панорама становления культуры Китая от древности и до наших дней, во всех образующих её традициях и «ценностях», — в книгах рассматриваются и объясняются возникновение, сущность и главные отличительные особенности «китайских» представлений о мире и человеке, верований, культов, философских учений, политической и художественной культуры, поведенческих принципов личности.

В 2004 и 2008 годах проходила стажировки во Франции (Париж) по исследовательским проектам «Histoire de la poésie chinoise des Six Dynasties» и «l’Histoire et culture de la Chine de l’époque des Six Dynasties», по грантам Maison des sciences de l’homme. В 2005–2010 гг. была участником проекта Института Дальнего Востока РАН по подготовке и изданию энциклопедии «Духовная культура Китая» — автор статей в томах «Философия» (Т. 1, 2006, — 14 статей), «Мифология. Религия» (Т. 2, 2007, — 27 статей); «Литература. Язык и письменность» (Т. 3, 2008, — 106 статей); «Искусство» (Т. 6, 2010, — 87 статей).

В 2015–2016 гг. участвовала в проекте Пекинского педагогического университета, при поддержке правительства и Академии общественных наук КНР, по изданию перевода на русский язык древнекитайского поэтического памятника «Чуские строфы».

Кравцова М.Е. на видео

Книги (2)

Мировая художественная культура. История искусства Китая
Раздел библиотеки: Искусство

Главная цель книги — представить читателю целостную картину истории развития китайского искусства в максимально расширенном временном объеме (от неолити­ческой эпохи до начала 20 в.), с учетом новейших археологических материалов и теоретических разработок. Книга знакомит читателя с основными этапами развития искусства Китая, с особенностями формирования эстетической мысли и изобразительных средств. Автор подробно рассказывает об основных видах китайского изобразительного, декоративно-прикладного, архитектонического искусств. Отдельная часть посвящена музыкальному искусству Китая.

Настоящее издание может быть рекомендовано специалистам, занимающимся проблемами мировой художественной культуры, преподавателям и студентам гуманитарных вузов, а также сотрудникам туристических агентств, которым необходима информация о сувенирной и художественной продукции Китая.

Хрестоматия по литературе Китая
Раздел библиотеки: Искусство

Предлагаемая хрестоматия — первая на русском языке книга, в которой дается обобщающая картина истории развития литературы Китая от древних памятников литературной словесности (сер. 1-го тыс. до н.э.) и до XIX в. во всех ее важнейших традициях: поэзия, проза, драма.

В книге подробно изложено обо всех важнейших феноменах и явлениях литературной жизни Китая на протяжении указанного периода. Даны сведения о конкретных памятниках (антологии, сводные издания, собрания сочинений), авторах и их творчестве, о магистральных китайских литературных жанрах и тематических направлениях.

Хрестоматия адресована студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся культурой Китая.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться