|
Криничная Н.А.. Книги онлайн Криничная Неонила Артёмовна (22 ноября 1938 — 5 мая 2019) — российский фольклорист. Доктор филологических наук (1991), заслуженный деятель науки Республики Карелия, заслуженный деятель науки РФ, исследователь преданий и мифологических рассказов. Заведующая Сектором фольклора Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Основные направления научных исследований: исследование несказочной прозы (преданий и мифологических рассказов). Неонила Артёмовна родилась 22 ноября 1938 года в городе Жлобин Гомельской области (Белорусская ССР). Окончила в 1956 году среднюю школу в городе Малорита. В 1961 году окончила филологический факультет ЛГУ, где занималась фольклором в семинаре профессора В. Я. Проппа. После окончания университета, в 1961–1964 годах, преподавала русский язык и литературу в средней школе Красногорска. В 1964–1967 годах — в аспирантуре при Петрозаводском государственном университете. В 1970 году защитила кандидатскую, в 1991 году — докторскую диссертацию («Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры»). В Институте языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН с 1969 года. В 1983–1994, в 1998–2009 годах — заведующая сектором фольклора. Скончалась после продолжительной болезни.
Книги (6)
Домашний дух и святочные гаданияГадание, или мантический обряд, — это совокупность магических действ с использованием магических же атрибутов, посредством которых в сакральное время и в сакральном пространстве обращаются к духу-предсказателю, получая от него знаки-символы, знаменующие будущее и расшифровываемые гадающими. При этом мифический оракул в процессе обряда остается как бы «за кадром». Однако он появляется в быличках, бывальщинах, поверьях, соотнесенных с гаданиями.
Легенды, предания, бывальщиныСборник знакомит читателя с народной несказочной прозой, основное место в нем занимают предания, записанные в разное время в разных областях России, Тематика их разнообразна: предания о заселении края, о предках-родоначальниках, об аборигенах, о богатырях и силачах, о разбойниках, о борьбе с внешними врагами, о конкретных исторических лицах. Былички и легенды (о лешем, водяном, домовом, овиннике, ригачнике и т. д.) передают языческие и христианские верования народа, трансформировавшиеся в поэтический вымысел. Вступительная статья и историко-этнографический комментарий помогут самому широкому читателю составить целостное представление об этих малоизвестных жанрах русского фольклора.
Мифология воды и водоемов. Былички, бывальщины, поверья, космогонические и этиологические рассказы Русского Севера - Исследования, тексты, комментарииВ данной книге впервые фронтально рассматривается водная стихия, представленная в севернорусской народной мифологической прозе. В качестве божеств этой стихии могут фигурировать и сами озера, реки, ручьи, и мифологический персонаж, в большей или меньшей степени выделившийся из воды, и дух-«хозяин» реки/озера, а также персонаж, связанный с водой, но негативно переосмысленный. Воспринимаемая мифологическим сознанием как первозданная живая стихия, вода играет в космогенезе главенствующую роль. Она же дает импульс к перевоссозданию мира, к преобразованию ландшафта и социума. Водные божества предопределяют и предсказывают человеческую судьбу. Их волей обусловлены ритмы жизненного цикла, присущие каждому индивиду. Эти же божества участвуют в повседневности крестьянского бытия. Исследования сопровождаются корпусом текстов — 252 мифологическими рассказами, в основном впервые вводимыми в научный оборот. Тексты снабжены комментариями, указателями, словарем диалектных и устаревших слов. Это наиболее обширное собрание быличек, бывальщин, поверий, космогонических и этиологических рассказов, посвященных акватической тематике. Данные тексты служат материалом для исследований, предпринятых в настоящей книге, и сами раскрываются посредством этих исследований.
Русская мифология: Мир образов фольклораДанная книга — итог многолетних исследований, предпринятых автором в области русской мифологии. Работа выполнена на стыке различных дисциплин: фольклористики, литературоведения, лингвистики, этнографии, искусствознания, истории, с привлечением мифологических аспектов народной ботаники, медицины, географии. Обнаруживая типологические параллели, автор широко привлекает мифологемы, сформировавшиеся в традициях других народов мира. Посредством комплексного анализа, раскрываются истоки и полисемантизм образов, выявленных в быличках, бывалыцинах, легендах, поверьях, в произведениях других жанров и разновидностей фольклора, не только вербального, но и изобразительного. Реконструированные в процессе исследования эти персонажи предстали как былые языческие божества (домовые, лешие, водяные и пр.), а ведуны и чародеи — как наследники древних волхвов-жрецов. В числе мифологических персонажей оказываются и люди, которым довелось предпринять поиски сокровенного града (чаще — Китежа), либо «далеких земель» (например, Беловодья). Образ человека на распутье миров претерпел трансформацию в свете христианского вероучения. Соизмеряя с доктриной воздаяния повседневные дела и поступки, народ вырабатывал нравственно-этические идеалы и религиозно-философские взгляды на происходящее в социуме и универсуме, определяя смысл бытия. Книга содержит богатый иллюстративный материал.
Северные предания (Беломорско-обонежский регион)Данная книга является первым опытом отбора, систематизации и комментирования преданий Карелии и прилегающих к ней местностей (Каргопольский район Архангельской области, Вытегорский район Вологодской области и Лодейнопольский район Ленинградской области).
Фольклористика КарелииСоавторы: Киуру Э.С. Во время работы над плановыми темами у исследователей накапливается много наблюдений и маленьких открытий» которые часто помогают остро и свежо увидеть изучаемый материал в новом ракурсе. Эти «заготовки» представляют большую ценность для науки. Позднее, когда исследование закончено, они войдут в общее полотно изложения и в значительной мере утратят свою новизну, растворившись в массе фактов. Поэтому публикация таких «этюдов», возникающих в процессе творчества исследователя, чрезвычайно полезна не только для апробации новых мыслей и идей, но и для их окончательного формирования. Сектор фольклора и этнографии выпускает уже третье подобное собрание статей, отражающих не только тематику, над которой работают фольклористы, но и проблемы, возникающие при исследовании.
|
|