koob.ru

Фрикономика. Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями

Что опаснее — огнестрельное оружие или плавательный бассейн? Что может быть общего между школьными учителями и борцами сумо? Почему торговцы наркотиками продолжают жить со своими родителями? Как много на самом деле значат родители и выбор имени для ребенка?

Ответы на эти и другие необычные вопросы, касающиеся современного общества и не только, дает книга молодого американского экономиста Стивена Д. Левитта, написанная в соавторстве с журналистом и писателем Стивеном Дж.Дабнером. Сразу же после выхода в США книга стала бестселлером и вызвала широкий резонанс в средствах массовой информации. Следует заметить, что Стивен Д. Левитт — вовсе не типичный экономист, а исследователь, который изучает всевозможные загадки повседневной жизни с экономической точки зрения. При этом заключения, к которым он приходит, ставят общепринятую точку зрения с ног на голову.

Фрикономика — невероятно увлекательная книга, от нее просто невозможно оторваться. Она наверняка порадует любознательного читателя, ищущего связи между, казалось бы, не связанными между собой явлениями.

Комментарии читателей

Ольга / 9.12.2019Книга Стивена Левита, профессора экономики в университете Чикаго, и Стэфана Дубнера, известного журналиста из NYT, вышедшая в 2005 году, стала бестселлером. 14 лет могут показаться довольно большим сроком для рецензии на книгу, однако стоит отметить, что эта одна из первых книг, которая продвинула современную экономику и науку о данных в массы, поэтому вероятно стоит всё же обратить внимание на данное литературное произведение.
Главный аргумент авторов, заключенный в данной книге - это идея того, что экономика есть инструмент для изучения общества.
Стивен Левит или «экономист бунтарь» (так он назвал себя на первой страницев книге), использует этот инструмент, чтобы проанализировать информацию и найти причины большого количества околоэкономических феноменов. Таких как падение криминальной активности в американских городах в 90-х, статистика из американских школ о том, кто такие хорошие и плохие ученики, реальное влияние воспитания на дальнейшую жизнь детей, корреляция успеха в жизни и имён людей и многое другое.
Например, собранные данные показывали то, что дети, которые лучше справлялись со школьной программой, имели в среднем родителей с хорошим образованием, более высокий социоэкономический статус, говорили на английском дома, их родители были вовлечены в учебный процесс. Это всё имеет смысл, но с другой стороны в книге показано, что родители, которые читают своим детям на ночь, водят регулярно своих детей в музеи, или мать, которая занимается только домохозяйством пока ребенок не пойдет в детский сад или даже постоянный просмотр телевизора не оказывают какое-либо существенное влияние на успех ребенка в школе. Эти корреляции вряд ли могут заставить кого-то перестать читать сказки своему ребенку перед сном, но эти факты остаются верны согласно главному посылу авторов: «Можно с этим не согласится, но мораль это то, как люди хотят, чтобы мир работал, тогда как экономика показывает как это реально работает. Экономика выше всех других точных наук. Она состоит из мощных и гибких инструментов, которые могут достаточно надёжно оценить лес информации, чтобы определить эффект любого фактора».
Многие из этих тем и сделанные авторам на их базе выводы можно подвергнуть серьёзному сомнению, как например, теорию о причинах резкого сокращения разгула криминала в американском обществе в конце 80-х - начале 90-х благодаря, в основном, либерализации законов о абортах, следующих за решением высшего суда в 1977 по делу Роу против Уэйда, который постановил, что женщина имеет право прервать беременность в любое время по собственному желанию, пока плод не станет жизнеспособным (в США прецедентная судебная система): “В первом году после этого законопроекта, 750 тысяч женщин сделали аборт в США (1 аборт на 4 рождения). К 1980 году количество абортов достигло впечатляющего числа до 1.6 миллионов в год (1 на каждого 2.25 рожденного), после чего количество абортов перестало расти”. Авторы указывают на то, что большая часть абортов после этого решения пришлась на бедных, молодых и незамужних женщин, на основании всего одного исследования, они заключают, что эти дети, если бы они были бы рождены, выросли бы преступниками. То, как этот вопрос показан, сбивает читателя с толку, поскольку статистика, на которую авторы опираются, несколько более сложная, чем подрузамевается Левиттом.
Во-первых, авторы обходят момент с важностью отношения абортов к родившимся и количеством абортов на количество женщин фертильного возраста. Первое отношение может расти из-за того, что женщины просто начинают иметь меньшее количество детей, при этом количество абортов остаётся тем же, второе же соотношение в действительности показывает в это время “арку” и возвращается к показателям до данному судебному решению. Единственное где второе соотношение было таким, каким авторы его представляют, было среди черного населения. Если бы Левитт и компания оказались правы, то криминальная статистика упала бы только к моменту достижения не родившихся в 1980 детей возраста, когда этим криминалом физически становится возможно заниматься. Но в действительно нисходящий тренд по криминалу идёт примерно с момента выхода данного решения верховного суда до конца нулевых. Это и множество других огрехов ведёт к тому, что авторы во многом оказались совершенно неправы.
Кажется, что автору не особо хочется поддерживать общую тему среди разобщенного списка разнообразных сочинений. Он объясняет это так: «В связи с тем, что экономика как наука- это в основном набор инструментов, в противоположность предмету, поэтому никакой субъект, даже непривычный, не выходит за её грань».
Сама по себе книга в конце концов предлагает нам просто некоторые интересные статистические данные, но реальное послание, которые оставили авторы, заключается не во всех этих деталях, а в общей картине экономики: инструменты экономики могут быть использованы не только для идентификации неожиданных паттернов поведения в реальном мире, но учёные также нужны, чтобы интерпретировать эти данные. Иными словами, массив данных может показывать паттерны, которые никто не мог себе предсказать, но это не значит, что их не существует. То есть, надо не только сухо рассматривать статистические факторы, но также соотносить эти факты с реальным миром. Подводя итоги, сама книга зиждется на пяти главных принципах:
1. Общепринятые точки зрения часто ошибочны;
2. Знание как и что измерять из сложного мира делает намного более простой;
3. Важные эффекты часто имеют отдаленные, часто неощутимые причины.
4. Стимулы являются краеугольным камнем современной жизни
5. Эксперты - от криминолистов до агентов по недвижимости - используют свои знания для решения своих собственных проблем.
С этими принципами в голове мы можем с большей вероятность понять и объяснить, что статистическая информация говорит нам.
Добавить отзыв о книге
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться