Большинство дирижеров, которым рукоплещут в театрах и садах, очень ловкие люди. Главными помощниками их являются быстрота, смелость и натиск.
Конечно, в публике не поверят, что N еле играет вторую скрипку, но взялся за палочку и теперь машет в больших городах, что N через посредство своего знакомаго антрепренера поставил оркестр в театр и стал дирижером. Пожалуй, ныне садовым дирижером не может быть разве тот, кому лень. Но разумеется, никому из публики и в голову не придет, что виновником отличнаго исполнения в таких случаях следует назвать оркестр, музыкантов, а не самого дирижера.
Чаще всего роль последняго сводится к тому, что он машет палочкой точно мельница крыльями, ансамбль же ведет оркестр. Но уж оркестрантам толпа не рукоплещет, так как взятие крепости не приписывается храбрости солдат, а всегда уменью полководца. Так ведется издавна.






