koob.ru

Липаев И.В.. Книги онлайн

Липаев И.В.

Иван Васильевич Липаев (1865, Самарская губерния — 25 сентября 1942, Ташкент) — российский тромбонист, музыкальный критик и литератор, общественный деятель. Заслуженный артист Республики (1925).

Сын сельского учителя родился 16 (28) мая 1865 года в селе Спиридоновка Бобровской волости Самарской губернии.

С 1882 года учился в Московской консерватории. Окончил Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического общества по классу тромбона Б. Ремпе (1887 г.) и по классу композиции П.И. Бларамберга (1890 г.). В начале 1890-x гг. организовал первый в России квартет медных духовых инструментов; в составе: И. В. Липаев, А. К. Марквардт и Ф. Путкамер (трубы; в 1900-е годы двоих последних заменили В. Г. Брандт и М. И. Табаков), И. Ф. Кунст (альтгорн). Квартет часто выступал с концертами, для него написан ряд интересных камерных произведений.

Артист оркестра Большого театра в 1893–1898, 1903–1912 и 1924–1931 годах. В 1907–1917 гг. — артист и инспектор оркестра Исторических концертов С. Н. Василенко. В 1922–1926 годах играл в Персимфансе. Выступал также как дирижёр, драматический актёр, лектор-музыковед, режиссёр. В 1903 году организовал и возглавил Общество взаимопомощи оркестровых музыкантов.

В 1912–1921 годах вел класс тромбона и истории музыки в Саратовской консерватории (с 1917 года — профессор). В 1923–1934 годах преподавал историю музыки в московских музыкальных техникумах им. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и Музыкальном училище им. M. M. Ипполитова-Иванова.

На литературном поприще выступил впервые в 1885 году, с тех пор (иногда под псевдонимами Самарова и Волгарева) регулярно выступал в газетах и журналах «Новости дня» (1885–1901), «Театр и жизнь» (1888–1890), Русский листок (1893–1904), «Театр, известия» (1893–1900), «Театрал» (1895–1897), «Театр и искусство» (1897–1898), «Музыка и жизнь» (1908–1912), «Саратовский листок» (1913–1917), «Рабис» (1927–1930) и др. с историческими и публицистическими статьями, биографическими очерками. Издатель и редактор журнала «Музыкальный труженик» (1906–1910), «Оркестр» (1910–1912). В 1896–1917 гг. — постоянный корреспондент и сотрудник «Русской музыкальной газеты».

Книги (1)

Очерки быта оркестровых музыкантов
Раздел библиотеки: Музыка

Большинство дирижеров, которым рукоплещут в театрах и садах, очень ловкие люди. Главными помощниками их являются быстрота, смелость и натиск.

Конечно, в публике не поверят, что N еле играет вторую скрипку, но взялся за палочку и теперь машет в больших городах, что N через посредство своего знакомаго антрепренера поставил оркестр в театр и стал дирижером. Пожалуй, ныне садовым дирижером не может быть разве тот, кому лень. Но разумеется, никому из публики и в голову не придет, что виновником отличнаго исполнения в таких случаях следует назвать оркестр, музыкантов, а не самого дирижера.

Чаще всего роль последняго сводится к тому, что он машет палочкой точно мельница крыльями, ансамбль же ведет оркестр. Но уж оркестрантам толпа не рукоплещет, так как взятие крепости не приписывается храбрости солдат, а всегда уменью полководца. Так ведется издавна.

Добавить отзыв об авторе
Библиотека «Куб» Почта