
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere; 4.10.1472, Кронах, Верхняя Франкония — 16.10.1553, Веймар) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
Один из основателей «Дунайской школы живописи»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505 — 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Учился, вероятно, у отца, также живописца. С юности странствовал по Германии.
В 1493 г. отправился в Палестину со свитой курфюрста (князя) Саксонии Фридриха Мудрого. Около 1500 — 1504 гг. работал в Австрии, затем долго жил в городе Виттенберге — при дворе Фридриха Мудрого и его преемников (1505 — 1550 гг.).
В 1508 г. художника пожаловали в дворяне. У Кранаха Старшего была своя художественная мастерская, он издавал книги, занимался аптечной и винной торговлей. Постепенно стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром (градоначальником).
Ранние произведения художника поражают новаторством замыслов, правдивостью образов, зоркостью и свежестью восприятия природы («Распятие», 1503 г.; «Отдых на пути в Египет», 1504 г.).
В полотнах «Алтарь Святой Екатерины» (1506 г.), «Княжеский алтарь» (1510 г.) явлены высшие достижения искусства Возрождения. Гуманистические идеалы этой эпохи выражены в картинах «Венера и Амур» (1509 г.), «Нимфа источника» (1518 г.) и др. Кранах был сторонником Реформации, пропагандировал её идеи в ряде своих произведений (например, гравюра на дереве «Проповедь Иоанна Крестителя», 1516 г.).
Он иллюстрировал протестантские памфлеты, направленные против Папы Римского, дружил с М. Лютером и неоднократно делал его портреты (среди них гравюра на меди, 1521 г.).
Принимал заказы и от противников Реформации (портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1526 г.). Положение придворного художника способствовало развитию в творчестве Кранаха манерности, возвращению к некоторым традициям готики.
В его работах всё сильнее преобладал стандарт. К тому же его мастерская продавала за подписью художника множество однообразных посредственных картин.
Сам Кранах в наибольшей мере остался истинным мастером в портретах. Он создал выразительные образы своих современников: И. Куспиниана, С. Рейса, И. Шенера. Прекрасно удавались художнику портреты детей («Мориц Саксонский в детстве», 1526 г.).
Когда переезд герцога Саксонского в Веймар в 1550 г. вынудил Кранаха покинуть Виттенберг, в городе продолжали работать его сыновья. Династия художников, основанная Лукасом Кранахом, просуществовала до XVII в.
Лукас Кранах Старший на видео