|
Максимов С.В.. Книги онлайн Сергей Васильевич Максимов (25.09. (7.10) 1831 — 3.06.1901) — известный русский этнограф — беллетрист, фольклорист и писатель, почётный академик Петербургской АН (1900). Максимов автор многочисленных рассказов и очерков, написанных по этнографическим материалам. Совершил много путешествий по различным районам России. Изучал общинный и артельный быт крестьян, мастеровых-отходников, промысловиков, заключённых и др. («Год на Севере», 1859, и др. работы). Максимов был близок славянофилам, стоял на твёрдых патриотических позициях — «Православие, Самодержавие, Народность». Значительный интерес представляют произведения Максимова, в которых собраны сведения о малых народах России, о колонизации Приамурья («На Востоке», 1864), о положении ссыльных и состоянии тюрем в России («Сибирь и каторга», ч. 1 — 3, 1871), о русских народных верованиях («Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903). Не утратила своего значения книга Максимова «Крылатые слова» (1890).
Книги (15)
Год на СевереЭтнограф Сергей Васильевич Максимов может по праву считаться первейшим и интереснейшим популяризатором этнографии в нашей стране. В 1855 году он отправляется к Белому морю, объезжает множество городов и сёл на его берегах, посещает Соловецкие острова и даже добирается до Ледовитого океана. Уже в 1859 году выходит его книга с заметками о путешествии «Год на Севере». То, что его книгу будет действительно интересно прочесть, иллюстрируют некоторые подзаголовки: «Шаньги и анекдоты о них», «Уродливость тюленьего рода», «Медведи. Комары» (этими двумя словами можно сказать о нашем северном лесе очень многое, не правда ли?). «Год на Севере» рассказывает о берегах Белого моря, промысловом хозяйстве поморов, их нравах; в книге переданы диалоги с колоритными представителями нашего края, описана их интересная и нелёгкая судьба, и все это — удивительно легким и интересным языком.
Крылатые слова«Крылатые слова» выдающегося русского этнографа и писателя Сергея Васильевича Максимова — удивительный труд, соединяющий лучшие начала отечественной культуры и литературы. Автор не просто объясняет, он переживает за каждое русское слово и образное выражение, считая нужным все, что есть в языке, включая пустобайки и нелепицы. Читатель найдёт в книге более ста ярко написанных очерков, рассказывающих об истории происхождения общеупотребительных в нашей речи образных выражений. Для широкого круга читателей.
Нечистая, неведомая и крестная силаВ книге писателя и этнографа XIX в. С.В. Максимова рассказывается о деревенских колдунах и ведьмах, о русских народных обычаях, обрядах, поверьях и приметах, связанных с праздниками христианского календаря — Рождеством, Масленицей, Пасхой, Троицей и др. Книга основывается на материалах, записанных исследователями народной культуры и быта в деревнях и сёлах в конце XIX в.
О Горьком. Письма А.М. Горького и встречи с ним«Вам кажется, что герои мои не в меру «философствуют» — это тоже кажется и многим моим критикам, за это меня многократно и сурово осуждали. А я судей моих справедливыми не считаю и говорю: «Да, к сожалению, русский человек действительно «не в меру философствует», что доказывает вся наша жизнь: наши секты, наши партии, наша литература и — критики, осуждающие меня за излишек «философии». Повторяю: мы все любим философствовать и мечтать, лучшую энергию свою мы тратим на мечты о добре, а делать добро — не умеем и не учимся. У нас наиболее пассивные в борьбе со злом люди те, которые всего чаще и громче говорят о торжестве добра. Возьмите толстовцев, для примера. Спасенья мы ждём не изнутри, не от своей воли, а — извне, от бога, от японцев, немцев, кадет, от «белой кобылы», упавшей с небес, как у Глеба Успенского (эпизод очерка Успенского «Иван Ермолаевич» — Ред.). В нас много тяжёлой восточной крови, мы предрасположены к созерцанию, ленивы и бездеятельны. Со всем этим в русской душе надо бороться упорно, постоянно, не покладая рук. Очень хорошо, что Вы не принимаете на веру чужих слов и показаний, с этим и живите. Слушайте внимательно, с уважением к человеку, но — не спешите верить, что ему известна истина. И не забывайте, что нет людей чисто беленьких и совершенно чёрненьких, люди все пёстрые, запутанные, очень сложные». Горький М. — Максимову П.Х. (5 [18] августа 1911, Капри).
По Русской землеВ книгу выдающегося русского писателя-народоведа С. В. Максимова (1831 — 1901) включены лучшие произведения из его книг. Современники называли Максимова патриархом народоведения. Во время своих многочисленных этнографических экспедиций он вёл фольклорные записи — песен, сказок, легенд, обрядов, пословиц, поговорок. В этнографических книгах Максимова фольклор присутствует в своей естественной среде обитания. Все его книги фольклорные в точно такой же степени, как этнографические. Фольклор воссоздает внутреннюю жизнь народа, этнография — внешнюю. Они как душа и тело русского народа.
Поездка на Амур (в 1860-1861 годах)В книге представлены дорожные заметки и воспоминания Сергея Васильевича Максимова (1831 — 1901), известного этнографа, почётного академика Петербургской АН. Это уникальное издание 1871 года, отпечатанное в известнейшей типографии К. Вульфа (размещалась на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге). Морское ведомство поручило С.В. Максимову отправиться на Дальний Восток для исследования только что приобретённой Амурской области. Это было самое длительное путешествие Сергея Васильевича. Путь занял целый год (1860 — 1861), вместил множество впечатлений, зафиксированных с фотографической точностью. Вместе с автором книги читатель проходит все этапы его большого пути на Амур, начиная с Нижнего Новгорода и заканчивая посещением японских и китайских городов. Глазами С.В. Максимова можно увидеть Благовещенск, Хабаровск, Николаевск-на-Амуре, Советскую Гавань такими, какими они были 150 лет назад. Автор самое пристальное внимание уделил заселению Приамурья русскими людьми; при этом он не забывал о коренных жителях, дав их точное и характерное описание. Весьма любопытны этнографические заметки С.В. Максимова, в которых он сравнивает внешность и манеры поведения двух азиатских народов: китайцев и японцев. Величественной и суровой предстаёт природа Приамурья в воспоминаниях С.В. Максимова. Автор очень точно запечатлел увиденные пейзажи, подробно описав амурские берега, бухты и гавани. Эти дорожные заметки и воспоминания, как обозначил их сам исследователь, представляют огромную ценность.
Рассказы из истории старообрядства по раскольничьим рукописям«Рассказы из истории старообрядства» С.В. Максимова ставили перед собой конкретную задачу: популяризировать знания о расколе русской церкви и изложить содержание привезённых им с Севера старообрядческих рукописей, пробудить интерес современников к своей истории.
Сибирь и каторга. В трех частяхCсылка и каторга — важные и сложные исторические явления. Они представляют собой не только систему наказания, но и, учитывая масштабы, могут восприниматься как часть жизни русского общества, как факторы исторического процесса, протекавшего в Сибири и России в целом. Огромное значение в её изучении имеет работа писателя С.В. Максимова «Сибирь и каторга» СПб.,1871). Автор имел официальное разрешение на исследование состояния ссылки и каторги в Сибири, поэтому получал доступ к документам и в любые тюрьмы. Несомненным достоинством этой работы является подробное описание быта ссыльных в Сибири, С.В. Максимов делает это буквально со скрупулёзной точностью. Автор излагает историю возникновения и развития ссылки, а также историю пребывания в Сибири «государственных преступников» от опальных бояр и воевод XVII в. до декабристов и участников польских восстаний. Приводится огромный статистический материал. В Сибири писатель-этнограф Максимов получил задание произвести осмотр тюрем и быта ссыльных; книга на эту тему была издана в пятистах экземплярах («секретно») под названием «Тюрьма и ссыльные» (СПБ, 1862), в дополненном виде вышла под заглавием «Сибирь и каторга» (1871).
Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1Сергей Васильевич Максимов (1831 — 1901) — русский путешественник, писатель, исследователь-этнограф, знаток русского быта. Глубокое знание быта и нравов народа, правдивость и живость зарисовок обеспечили С. Максимову подобающее ему достойное место в русской литературе. В 1860 — 18861 годах Сергей Васильевич совершил путешествие на дальний Восток. На обратном пути он занялся изучением сибирских тюрем, результатом которого стала книга очерков «Сибирь и каторга».
Собрание сочинений: В 7 т. Т. 2Сергей Васильевич Максимов (1831 — 1901) — русский путешественник, писатель, исследователь-этнограф, знаток русского быта. Глубокое знание быта и нравов народа, правдивость и живость зарисовок обеспечили С. Максимову подобающее ему достойное место в русской литературе. В 1860 — 18861 годах Сергей Васильевич совершил путешествие на дальний Восток. На обратном пути он занялся изучением сибирских тюрем, результатом которого стала книга очерков «Сибирь и каторга». В ней собран обширный материал по этнографии, истории и статистике тюремной жизни России. Во второй том вошли вторая, третья и четвёртая части очерков «Сибирь и каторга».
Собрание сочинений: В 7 т. Т. 3Сергей Васильевич Максимов (1831 — 1901) — русский путешественник, писатель, исследователь-этнограф, знаток русского быта. Глубокое знание быта и нравов народа, правдивость и живость зарисовок обеспечили С. Максимову подобающее ему достойное место в русской литературе. Наблюдения, собранные им во время путешествий по Смоленской, Могилевской, Витебской, Виленской, Гродненской, Минской губерниям, изложены в книге «Бродячая Русь Христа-ради», вошедшей в третий том собрания сочинений. В том включено также начало романа «Год на севере».
Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5Сергей Васильевич Максимов (1831 — 1901) — русский путешественник, писатель, исследователь-этнограф, знаток русского быта. Глубокое знание быта и нравов народа, правдивость и живость зарисовок обеспечили С. Максимову подобающее ему достойное место в русской литературе. По поручению Морского ведомства в 1860 — 1861 годах автор совершил путешествие на Дальний Восток с целью изучения Амурской области, путешествие это повлекло за собой ряд статей, а затем легло в основу книги «На Востоке», которая вошла в пятый том собрания сочинений.
Собрание сочинений: В 7 т. Т. 6Сергей Васильевич Максимов ( 1831 — 1901) — русский путешественник, писатель, исследователь-этнограф, знаток русского быта. Глубокое знание быта и нравов народа, правдивость и живость зарисовок обеспечили С. Максимову подобающее ему достойное место в русской литературе. В 1855 году писатель предпринял путешествие по Владимирской губернии, о котором подробно рассказал в очерках, составивших книгу «Лесная rлушь».
Собрание сочинений: В 7 т. Т. 7Сергей Васильевич Максимов (1831 — 1901) — русский путешественник, писатель, исследователь-этнограф, знаток русского быта. Глубокое знание быта и нравов народа, правдивость и живость зарисовок обеспечили С. Максимову подобающее ему достойное место в русской литературе. В своих повестях и рассказах автор правдиво повествует о народах Сибири, о Белоруссии, крестьянской жизни, а также старинных русских городах, Великом Новгороде и Пскове. В седьмой том собрания сочинений вошли рассказы «Край крещёного света», «Белорусская Смоленщина», «Крестьянский быт», «Города озёрной области».
Соловецкий монастырьСладкая книжка о святых угодниках, предназначенная для «народных чтений». По правилам от 24 декабря 1876 года народные чтения разрешаются, по просьбам обществ и частных лиц, попечителями учебных округов, по соглашению с губернаторами, и состоят в ведении попечителей. Материальная сторона дела должна находиться в руках устроителей чтений, а надзор за их ходом принадлежит директорам народных училищ. На фабриках и в промышленных заведениях чтения ни в каком случае происходить не могут. К чтению допускаются, без дополнений и изменений, только сочинения, одобренные для того учёным комитетом министерства народного просвещения или св. Синодом. К произнесению чтений допускаются лишь те лица, которые получат на то разрешение по соглашению директора народных училищ с губернским начальством. В случае нарушения установленных условий, чтения подлежат немедленному прекращению, по распоряжению губернатора. О народных чтениях в уездных городах и селениях в правилах 1876 г. не упоминается ни одним словом, и это умолчание вплоть до 1894 г. неизменно истолковывалось центральной и местной администрацией в смысле их полного запрещения. (Брокгауз-Ефрон).
|
|