|
Маньковская Н.Б.. Книги онлайн Надежда Борисовна Маньковская (2 июля 1948) — профессор, доктор философских наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры, чл.- корр. Академии гуманитарных исследований, вице-президент Всероссийской эстетической ассоциации, главный научный сотрудник Института философии РАН. Крупнейший специалист по эстетике ХХ в. Постоянный участник представительных международных симпозиумов и конференций по вопросам современной эстетики. Автор книг «Художник и общество. Критический анализ концепций в современной французской эстетике», «Шизоанализ вместо психоанализа?», «Париж со змеями. (Введение в эстетику постмодернизма)», «Эстетика постмодернизма», «Феномен постмодернизма. Художественно — эстетический ракурс», а также многочисленных публикаций, в которых проанализированы ключевые проблемы неклассической эстетики, основные направления постмодернизма, исследован художественный язык постмодерна, разработана эстетическая концепция виртуальной реальности в искусстве и т.д. Переводчик книг: Делез Ж. «Различие и повторение»; Левинас Э. «Избранное в 2 т.» т. 1.
Маньковская Н.Б. на видео
Книги (14)
Современное искусство как феномен техногенной цивилизацииСоавтор: Бычков В.В. В учебном пособии дается представление о характере и путях влияния техногенной цивилизации на современное искусство. Показано, как меняется художественный язык традиционных (литература, живопись, музыка, театр, балет) и технических искусств (фотография, кинематограф и другие экранные искусства, мультимедиа) под воздействием новых цифровых технологий, в чем состоит своеобразие актуальных технизированных арт-практик (перформансы, акции, инсталляции). Выявлена специфика видеоарта, интернет-арта, виртуал-арта. Концептуальным ядром работы является разработанная авторами теория художественно-эстетической виртуалистики. Раскрывается сущность виртуальной реальности в искусстве, показаны элементы прото-и паравиртуальной реальности в современных искусствах, и в первую очередь в кинематографе. Печатается по решению ученого совета Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова.
Триалог plusСоавтор: Бычков В.В., Иванов В.В. Книга является своеобразным продолжением и развитием монографии «Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства» (М.: Прогресс-Традиция, 2012), но одновременно совершенно самодостаточной, структурно и методологически отличной от нее работой. Наряду с дискуссией авторов по многим актуальным вопросам современной философии искусства, эстетики, культурологии в книгу включен обширный блок откликов известных исследователей-гуманитариев на большой «Триалог» (2012), многие из которых активно вступают в теоретическую дискуссию с авторами по тем или иным значимым для современной гуманитарной науки проблемам. В целом в небольшой по объему книге идет плодотворный разговор о проблемах изображения, выражения, символизации и симулякризации в искусстве, о границах его пострециптивной герменевтики, об эстетике как образе жизни. Анализируются некоторые концепции как современных теоретиков искусства (П.Вайбель), так и классиков (Н.Бердяев); обсуждаются яркие явления в искусстве последнего времени (М.Абрамович, М.Уэльбек, Я.Кунеллис, К.Болтански, С.Вальц). Много внимания уделено своеобразию символизма как художественного направления, анализируется дух символизма и его мифологические истоки на примерах живописи Гюстава Моро. Дан анализ научной деятельности одного из авторов книги в связи с его 70-летием.
Триалог. Живая эстетика и современная философия искусстваСоавтор: Бычков В.В., Иванов В.В. Монография представляет собой своеобразное исследование по актуальным проблемам современной эстетики и философии искусства, написанное ведущими специалистами в этой сфере в эпистолярном жанре, возрождающем традиции живых научных дискуссий. Центральное место в ней занимают фундаментальные вопросы о месте эстетики в современном мире, предмете эстетики, высоком искусстве, современных арт-практиках, метафизических и экзистенциальных аспектах эстетики и искусства. Является ли современный кризис искусства следствием техногенной цивилизации? Глобален ли он и не знаменует ли конец Культуры как носителя духовного начала? В каком отношении находятся сегодня классика, нонклассика, постнонклассика в сфере эстетического сознания? Возможны ли вообще полноценный эстетический опыт и подлинная религиозная вера в глобализирующемся мире? Каковы связи искусства и эзотерических уровней сознания? По поводу этих вопросов идет острая дискуссия на страницах книги, авторы которой также подробно и всесторонне рассматривают такие темы, как границы искусства, фазы эстетического восприятия, диалектика художественной формы, эстетическая антиномика, герметизм и герменевтика искусства, избыточность и минимализм в искусстве. Анализируются и обсуждаются наиболее репрезентативные художественные явления в мировой и отечественной культуре, в сферах живописи, театра, кино, литературы; дигитальные и виртуальные тенденции в актуальном арт-движении. Сама дискуссионная форма исследования не позволяет делать однозначные, авторитарные выводы по обсуждаемым проблемам, выявляя многообразие научных позиций.
Триалог. Разговор Второй о философии искусства в разных измеренияхСоавтор: Иванов В.В., Бычков В.В. В монографии, написанной в форме академической научной дискуссии в эпистолярном жанре, между тремя ведущими специалистами в сфере эстетики, поднимается ряд актуальных проблем современной философии искусства, начиная с вопроса о возможности такой философии сегодня. Основное внимание уделено проблемам взаимодействия классики, нонклассики и постнеклассического эстетического сознания в подходе к таким темам, как метафизика искусства, границы искусства, эстетическое восприятие и религиозно-мистический опыт, «расширение сознания» в художественном опыте, полное «погружение» в искусство, дискурс художника и восприятие искусства, фазы эстетического восприятия, эстетическое и эротическое наслаждение, герметизм, эзотерика и герменевтика искусства, избыточность и минимализм в искусстве и некоторым другим. Исследование иллюстрируется примерами анализа самого современного искусства в сферах живописи, театра, кино, литературы.
Триалог. Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культурыСоавтор: Иванов В.В., Бычков В.В. Монография представляет собой научное исследование по актуальным проблемам современной эстетики и теории искусства, написанное ведущими специалистами в этой сфере в эпистолярном жанре, возрождающем традиции академических научных дискуссий. Центральное место в ней занимают различные точки зрения на место эстетики в современном мире, на понимание предмета эстетики, высокого искусства, современных арт-практик, на метафизические и экзистенциальные аспекты эстетики и искусства, на хронотипологию современного искусства и основную терминологию; на концепцию кризиса искусства и апокалипсиса культуры в техногенном обществе, на глобализацию культуры и т.п. Много внимания уделяется анализу и обсуждению конкретных современных художественных явлений в мировой и отечественной культуре, дигитальным и виртуальным тенденциям в актуальном арт-движении. Дискуссионная форма исследования не позволяет делать однозначные, авторитарные выводы по обсуждаемым проблемам, узаконивая плюрализм научных позиций в этой трудно вербализуемой области.
Эстетика на переломе культурных традицийКнига посвящена остро актуальной проблеме трансформации художественно-эстетической парадигмы в XX–XXI вв., специфике перехода от классики к нонклассике, а затем — к постнеклассическому модусу как в теоретическом плане, так и в самой художественной практике. В работе анализируется проблема саморефлексии неклассической эстетики, связанная с ее предметом, понятийным аппаратом, методологией исследования художественной культуры. В этом ракурсе рассматриваются вопросы перехода от модернизма к пост- и постпостмодернизму, от структурализма — к постструктурализму, от искусства к арт-практикам. Выявляются особенности новых креативных установок в кино, фотографии, интернете, музыке, литературе. Обсуждается проблематика эстетического ядра и периферии (маргинальность в эстетике и искусстве).
Эстетика постмодернизмаВ монографии обосновывается концепция модернизма, постмодернизма и постмодернизма как неклассической эстетики ХХ в., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики. Систематизируются признаки нонклассики в теории и художественной практике модернизма. Раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой, массовой культурой. Для преподавателей философии, культурологи, эстетики, а также для студентов и аспирантов, специализирующихся в области гуманитарных наук.
Эстетика: Вчера. Сегодня. ВсегдаСоавтор: Бычков В.В. Книга посвящена актуальным и дискуссионным проблемам современной эстетики, среди которых особое внимание уделено вопросам современной эстетической теории и методологии, новому пониманию предмета эстетики, хронотипологии и искусства XX века и неклассической эстетики, русской теургической эстетике, представленной философией творчества Н. Бердяева, психологической эстетики, особенностям художественных языков новейших арт-практик и видов искусства. Ряд материалов посвящен новым методологиям эстетического анализа искусства; впервые публикуется антология эстетических текстов Учения Живой Этики. В контексте сборника проходит мысль о высокой значимости эстетического опыта на всех этапах исторического бытия человечества, в том числе и на современном этапе техногенной цивилизации.
Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 2Соавтор: Бычков В.В. Сборник содержит материалы по ряду актуальных и мало исследованных проблем истории и теории эстетики. В нем анализируется современный художественно-эстетический опыт России в контексте мирового состояния эстетической теории и арт-практик, предпринимается попытка выведения на теоретический уровень новой для эстетики категории виртуальной реальности. Большое внимание уделяется недостаточно изученным страницам эстетики Серебряного века русской культуры: эстетическим взглядам Д. Мережковского, Вл. Соловьева, театральной эстетике М. Волошина, представлениям об искусстве лидеров «Мира искусства». В разделе «Живая эстетика» поднимается ряд актуальнейших вопросов современной эстетической теории: кризиса искусства, хронотипологии художественно-эстетического сознания XX в., экзистенциальных основ искусства, неклассической эстетики, современной коррекции предмета эстетики и некоторые другие.
Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 3Соавтор: Бычков В.В. Третий выпуск ежегодника сектора эстетики содержит традиционные разделы по теории и истории эстетической мысли, материалы по философии искусства и «живой эстетике». В теоретическом разделе, исследуются некоторые современные тенденции формирования эстетической теории, заостряется внимание на основных проблемах классической эстетики, нонклассики и виртуалистики, анализируется эстетический ракурс глобализаторских процессов в современной России, поднимаются вопросы о метафизических аспектах эстетического сознания, рассматриваются новые подходы к проблеме художественной форме. В историческом разделе публикуются новые исследования по эстетике Шеллинга, Александра Бенуа и теоретическим взглядам обэриутов. В разделе «Живая эстетика» показана панорама художественной жизни Европы начала нового столетия.
Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 4Соавтор: Бычков В.В. Сборник включает разделы по истории и теории эстетики. Анализируются мало исследованные аспекты эстетики автора «Ареопагитик» и кантианские истоки теории символа Вл. Соловьева. Намечены новые подходы к осмыслению безобразного как эстетической категории. В разделе «Живая эстетика» рассмотрены вопросы методологии историко-эстетического исследования, формирования постнеклассического эстетического сознания: современной философии искусства. Особое место уделено полемике вокруг новейших тенденций в эстетике на материале последних публикаций американских исследователей.
Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 5Соавтор: Бычков В.В. Очередной выпуск сборника включает в себя научные статьи по трем традиционным разделам «История эстетики», «Актуальные проблемы» и «Живая эстетика». В первом разделе анализируются мало исследованные в историко-эстетической литературе проблемы красоты и ее модификаций — света и благоухания — у автора «Ареопагитик», понятия красоты и безобразного у Вячеслава Иванова, концепция символизации в эстетике французского символизма. В сфере эстетической теории намечены концептуальные подходы к феномену симулякра на примере современной музыки и поставлена новая дискуссионная проблема эстетики разума, интеллигибельной деятельности. Раздел «Живая эстетика» посвящен актуальной дискуссии по вопросам художественного символа и символизации в философии искусства, в классическом и современном искусстве.
Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 7Соавтор: Бычков В.В. Очередной выпуск сборника исследовательской группы «Постнеклассическая эстетика» содержит разделы «История эстетики», «Актуальные проблемы», «Живая эстетика», «Материалы к Лексикону „Постнеклассическая эстетика“». В первом разделе анализируются мало изученные аспекты эстетики французского символизма. Статьи второго раздела посвящены кардинальным проблемам эстетики — метафизике эстетического опыта, эстетическим аспектам мифа, символа, соотношению эстетики и эпистемологии. В разделе «Живая эстетика» анализируется один из существенных аспектов эстетического опыта — событие эстетического путешествия. Лексиконный раздел содержит статью о стрит-арте.
«Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма)В монографии дается анализ эстетики постмодернизма как феномена культуры. Исследуются теоретические основы эстетики постмодернизма — постфрейдизм, постструктурализм, теория деконструкции. Рассматриваются его ключевые методологические проблемы — художественный шизоанализ, ризоматика и пиротехника искусства, симулакр, интертекстуальность, иронизм. Анализируются узловые вопросы соотношения постмодернизма, модернизма, авангарда, массовой культуры. Раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой. Выявляются особенности постмодернизма и в нашей стране, отличающие его от американской и западноевропейской моделей. Обосновывается взгляд на постмодернизм как неклассическую эстетику XX века, концептуально отличающуюся от антично-винкельмановской западноевропейской эстетики.
|
|