
Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал (Marc Chagall; 6.07 или 7.07.1887, Лиозно, Витебская губерния, Российская империя — 28.03.1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — русский и французский художник еврейского происхождения.
Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
Родился в семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было ещё восемь детей. Получил традиционное религиозное образование на дому.
В конце 1906 г. приехал в Петербург; здесь его наставниками стали Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих.
В 1910 — 1914 гг. жил в Париже; в колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне.
В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Суббота», 1910 г.).
Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914 — 1918 гг.; «Ворота еврейского кладбища», 1917 г.).
Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом («Я и деревня», 1911 г.; «Автопортрет с семью пальцами», 1911 — 1912 гг.), оказали большое влияние на развитие сюрреализма.
В Москве художник сделал ряд больших настенных панно для Еврейского камерного театра (1920 — 1922 гг.).
С 1923 г. Шагал обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь».
В 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. В 1937 г. художник принял французское гражданство.
По мере достижения пика славы манера Шагала становится всё легче и раскованнее. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930 — 1939 гг.).
С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала». В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили здания разных религиозных конфессий.
Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями (росписи плафона Парижской оперы, 1964 г., Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965 г., и др.) обновили язык монументального искусства.
Марк Шагал на видео