|
Михеев Геннадий. Книги онлайн
Книги (7)
Занимательно о фотографииЕсли мы привыкли, что на свете есть живопись и светопись, почему бы не предположить, что, наряду с живописцами существуют и светописцы? И не надо иронизировать! «Фотограф» дословно на русский переводится именно как «светописец». Странные они люди... поклоняются свету, мигу (как правило, волшебному), суетятся, завидуют коллегам, впадают в депрессии... И все ради чего — чтобы люди восхитились твоей фотокарточкой? Но, по-моему, всякий художник, автор был бы рад, если бы картина, поэма, кинофильм, произвели в обществе фурор. Чем светописцы-то хуже со своими фотокарточками? То есть, со своими светописьменами... Здесь собраны фотографии и тексты о фотографии, созданные в разное время. Фотография для меня всегда оставалась чем-то непостижимым. Фотоаппарат — странный прибор, возможно, изобретенный вовсе не человеком, что бы проверить: каково оно, человечество? Нормальный человек, взявший в руки фотокамеру, вряд ли подумает о том, что ему даровано настоящее чудо. Он может остановить поток времени! И, пожалуйста, не забывайте при чтении и просмотре картинок, что в жизни всегда есть место иронии.
Ловцу частичек бытия...Не стоит забывать, что технология фотографии — всего лишь хитрое изобретение. Тем не менее, у каждого из нас есть фотографии, которые завораживают нас, будят в нас сонмы высоких и прочих чувств. Именно в этих чувствах магическая сила фотографии. Но возникает проблема. Абсолютное большинство из серьезно увлеченных светописью рано или поздно обнаруживают, что то мгновение, которое так восхитило в реальной жизни, подсмотренное и зафиксированное вовремя и, что важно, резко, на фотокарточке выглядит блеклым отражением, невыразительной тенью. Мой скромный опыт преподавания фотографии говорит о том, что выразительность — главная трудность, с которой сталкиваются страстно увлеченные светописью. Вроде бы и техника у тебя неплохая, и с оптикой все нормально. Да и желания хоть отбавляй. Но твои фотографические произведения серы и скучны. Сплошные набившие оскомину штампы, повторение заезженных приемов...
Окно душиИзначально я планировал написать учебник по выразительности в творческой фотографии, «слепив» его по классическим канонам: утверждение-пример-вывод-правило. Едва начав свой труд я вспомнил, что всякое правило учит делать «правильные» вещи, которые, выйдя на публику, годятся разве на... да ни на что они не годятся! Так — утилитарные ненужности. Сразу придумана была форма подачи: это беседа со старым знакомым, который увлекся фотографией и попросил меня внятно объяснить, почему у него получаются такие скучные «фотки» и что надо сделать для того, чтобы они «цепляли» зрителя. И я провожу с человеком цикл бесед (не лекций!), пытаясь... нет — не загрузить мозг приятеля информацией, изложить свое видение предмета. Дело в том, что я и сам могу заблуждаться в ряде вопросов. Но у меня есть МЕТОД, который помогает понять, для чего мы фотографируем и что мы хотим в итоге получить.
Свет, коснувшийся насМы редко задумываемся о том, что являемся по сути отражающими поверхностями. Так же как Луна всего лишь — отражатель Солнца, мы тоже порождаем рефлексы. А в инфракрасном диапазоне мы даже излучаем. Фотоснимок сохраняет наш видимый (и даже невидимый — в случае ИК) образ, по сути, отметая все несущественное и бренное типа феромонов, оставляя причудливую игру света и теней. Правда, частенько фотографические изображения все же способны нести в себе еще и флюиды. Из вышеназванной игры светотени складывается изображение, иногда — весьма выразительное. Но, поскольку визуальная информация в нашем восприятии Мира имеет первостепенное значение, эта чудная игра кажется очень важной. И за поволокою видимости мы тщимся разглядеть сущности...
Страна фотографияНередко меня спрашивают: «Существует ли хорошая детская книга о фотографии?» И я зависаю. Потому что хороших и полезных для детей книг о фотографии много, но все они содержат фрагменты, очевидно вредные для несовершеннолетних. Сами понимаете, что я имею в виду. Я напрягся и создал чистопородную детскую книжку. А уж хорошая она, плохая или обычная, судить тебе, читатель. Примечание: все-таки обсуждаются в ней вопросы непростые для понимания малышни, а посему ставлю здесь значок «12+».
Тайна светописиЕсть в светописи (как в способе получения изображения на материальном носителе) странная, неясная притягательность. Можно ли назвать это Тайной? Сложно сказать... Вглядись в холод стекла фотообъектива — и ты увидишь Смерть. Ну, это при условии, ежели у тебя наличествует «болезненное» воображение, присущее, впрочем, всякому художнику...
Чудо фотографииЭта книжка о сути. Она для тех, кто искренне увлечен фотографией и находит в любимом занятии отдушину. Мозг автора отравлен мыслию о том, что он знает о фотографии все. На самом деле я знаю о светописи только одно: она позволяет приблизиться к Богу. Давно вознамерился я написать такую книжку о фотографии, в которой непринужденно, в форме, простите, «художественного трепа» было бы рассказано о том, какие возможности предоставляет человечеству занятие фотографией. Вообще книг о фотографии немало. В основном они о технике, о преодолении препятствий, встающих на пути (как говорили в старину) охотника до фотографии. Есть прекрасные издания по истории фотографии, по фотографической композиции, по компьютерной обработке фотоизображения... В общем, информации хватает. Проблема в том, что маловато действительно достойных фотографий...
|
|