koob.ru

Морозов М.Э.. Книги онлайн

Морозов М.Э.

Мирослав Эдуардович Морозов (7.05.1969, Серпухов, Московская область) — российский военный историк и писатель, кандидат исторических наук, полковник, авторитетный эксперт в области истории Второй мировой войны на море, автор многих книг военно-исторической тематики.

Вырос и окончил школу в Вильнюсе. В 1986 году поступил в Рижское военно-политическое училище РВСН.

После его окончания в 1990 году направлен на службу в 1-й гвардейский ракетный полк 28-й гвардейской ракетной дивизии, дислоцировавшейся в Козельске, занимал должность заместителя командира группы по политической части.

С 1994 года проходит службу в Институте военной истории Министерства обороны РФ. С 1997 года — кандидат исторических наук, тема диссертации — «Эволюция корабельного состава ВМФ СССР и стран фашистского блока в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.».

После окончания адъюнктуры проходил службу на различных научных должностях в ИВИ МО РФ. Полковник (2005).

С конца 2009 года — главный научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Морозов М.Э. на видео

Книги (19)

Авианосцы Второй мировой. Новые властелины океанов

Авианосцы — класс боевых кораблей, сыгравший решающую роль в морских сражениях Второй мировой войны.

Именно авианосцы стали настоящими властелинами океанов, полностью изменив и тактику, и стратегию боевых действий флота.

Они отобрали пальму первенства у линкоров, считавшихся ранее главной ударной силой, но оказавшихся беспомощными перед массированными атаками палубной авиации...

Атакуют «Шнелльботы». Германские торпедные катера Второй мировой войны

Соавторы: Патянин С.В., Барабанов М.С.

В годы Второй мировой войны немецкие торпедные катера — «шнелльботы» — стали одними из самых результативных кораблей Кригсмарине.

Их дерзкие рейды в Ла-Манше и у берегов Англии представляли серьёзную угрозу флоту «владычицы морей».

Кроме того, катера активно действовали на Средиземном, Балтийском и Чёрном морях.

На их боевом счету — 11 потопленных эсминцев стран антигитлеровской коалиции, более ста транспортов и несколько десятков кораблей и судов других классов.

Всё это заставляло говорить о «шнелльботах» как о грозном противнике; и не удивительно, что опыт их боевого применения вызывает интерес и по сей день...

ВМФ Третьего Рейха. Полная энциклопедия Кригсмарине

Соавторы: Патянин С.В., Нагирняк В.А.

Самая полная энциклопедия Военно-Морских Сил Третьего Рейха.
Уникальное издание, не имеющее равных. Фундаментальный труд ведущих историков флота.

Исчерпывающие сведения о 999 боевых кораблях Кригсмарине и более 1000 вспомогательных, а также 1121 подводной лодке, дополненные специальным разделом о боевом применении гитлеровского ВМФ на Востоке.

Колоссальный объём информации, более 2000 эксклюзивных схем, чертежей и фотографий.

Воздушная битва за Севастополь. 1941–1942

Севастополь не зря величают городом русской воинской славы.

Севастополь — не просто город-герой, но герой дважды. Город, вынесший две героические Обороны, две Севастопольские Страды — и в XIX веке, и в XX.

В 1941 году немцы рассчитывали овладеть главной базой Черноморского флота сходу, однако осаждённый Севастополь продержался более восьми месяцев, связав крупные силы противника и не позволив Вермахту развить наступление на Кавказ.

Но если подвиги красноармейцев и краснофлотцев при обороне Севастополя общеизвестны, то о действиях авиации писали куда меньше.

А ведь в 1941 и 1942 годах в севастопольском небе разгорелись сражения, по масштабам и накалу боёв вполне сопоставимые с воздушными битвами над Москвой и Сталинградом.

Данная книга, основанная на огромном массиве впервые публикуемых архивных документов, аналитических материалов и фундаментальных исследований, отечественных и зарубежных, — самое полное и подробное на сегодняшний день описание действий авиации в ходе многомесячной борьбы за главную базу Черноморского флота.

Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха

После окончания Первой Мировой войны Версальский договор свёл флот Германии до третьеразрядного статуса.

Однако победители просчитались — практически сразу Германия приступила к планомерному возрождению своего флота. При этом жёсткие рамки Версальского договора заставляли немцев искать нетрадиционные пути в военном судостроении и внедрять новейшие достижения мировой теории и практики строительства боевых кораблей.

Данное издание включает в себя информацию об истории создания, боевом пути и судьбах кораблей основных классов германского флота периода Второй мировой войны, а также многочисленных трофейных боевых кораблей на службе Германии.

Неизвестные трагедии Великой Отечественной

Начиная с катастрофы в Прибалтике летом 1941 года и до конца 42-го Красная Армия проиграла фактически все сражения на Северо-Западном фронте.

Провалились многочисленные попытки деблокировать Ленинград, затяжные бои на Невском пятачке привели к колоссальным потерям, так и не удалось ликвидировать окружённую Демянскую группировку противника, наступление 2-й ударной армии закончилось страшной трагедией Мясного Бора...

Что было главной причиной этих поражений? Сложные условия театра военных действий (на северо-западе Красной Армии приходилось наступать в густых лесах и непроходимых болотах)?

Постоянный дефицит боеприпасов, горючего, продовольствия? Или непростительные просчёты командования?

В книге Валерия Абатурова и Мирослава Морозова вы найдёте ответы на все эти вопросы.

Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений

Германские эсминцы Второй мировой войны уникальны — в них со всей наглядностью проявился тезис о том, что проект любого корабля является компромиссом между различными характеристиками, и за улучшение одной из них всегда приходится платить.

Приступив после отмены Версальских ограничений к созданию полноценных эскадренных миноносцев, руководство Кригсмарине поставило задачу создать корабли с максимально мощным вооружением и большей скоростью хода.

Однако за это пришлось заплатить слишком высокую цену — вступив в строй, германские «церштёреры» страдали от недостаточной мореходности, плохой маневренности и управляемости.

Но самым слабым местом этих кораблей оказались их энергетические установки, отличавшиеся низкой экономичностью и высокой аварийностью.

Это предопределило относительно невысокую боевую эффективность эскадренных миноносцев Кригсмарине и не позволило им в полной мере раскрыть свой наступательный потенциал.

Тем не менее, они активно участвовали в боях — от Арктики до Бискайского залива.

Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы»

Подводные лодки типов Д и Л («Декабристы» и «Ленинцы») по праву считаются этапными кораблями Красного флота.

Будучи первенцами советского кораблестроения, первыми субмаринами, спроектированными и построенными при Советской власти, в годы Великой Отечественной войны они активно применялись на всех театрах военных действий — и на Балтике, и на Чёрном и Северном морях, а «ленинцы» в 1945 году участвовали ещё и в войне против Японии на Тихом океане, — атаковали вражеские корабли и конвои, ставили минные банки на коммуникациях противника...

За боевые заслуги Д−3 получила и орден Красного Знамени, и звание гвардейской, Л−22 стала Краснознамённой.

В память о подвиге моряков в годы Великой Отечественной войны Д−2 («Народоволец») установлена на вечную стоянку в Санкт-Петербурге в качестве филиала Центрального Военно-морского музея.

Подводные крейсера Сталина. Советские подлодки типов П и К

Соавтор: Кулагин K.Л.

В годы Великой Отечественной войны «катюшами» называли не только реактивные системы залпового огня, но и самые большие и быстроходные советские подлодки — подводные крейсера типа К.

Именно на Краснознамённой «К−21» Герой Советского Союза Н.А. Лунин атаковал флагман Кригсмарине линкор «Тирпиц»; на минах, поставленных «К-1», подорвались 8 вражеских кораблей и судов — лучший результат среди подводных заградителей нашего флота,— а всего на счету «катюш» более 30 побед.

Однако за эти успехи пришлось заплатить высокую цену — из тринадцати эскадренных и крейсерских подлодок шесть не вернулись из боевых походов.

По чьей вине потери оказались настолько высоки? Почему после двух неудач подлодки типа П были фактически поставлены на прикол, а результативность «катюш» в торпедных атаках оставляла желать лучшего?

На все эти вопросы отвечает книга ведущих историков флота, ставшая итогом многолетних изысканий в отечественных и зарубежных архивах.

Советский подводный флот 1922-1945 гг. О подводных лодках и подводниках

Настоящее исследование, основанное на обширном документальном материале, посвящено истории создания и развития советского подводного флота, уровню его боеготовности и эффективности накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Книга снабжена комментариями и приложениями, предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.

Стальные акулы Гитлера. Серия «VII»

Соавтор: Нагирняк В.А.

Германские подводные лодки VII серии были грозным оружием.

Построенные в количестве 718 единиц, они составили абсолютное большинство подводного флота Кригсмарине в годы Второй мировой войны.

Ущерб, нанесёный союзникам субмаринами-«семёрками», оказался более чем внушительным: от их торпед пошли ко дну 6 авианосцев (ещё два получили столь серьёзные повреждения, что уже не восстанавливались и были сданы на слом), 2 линкора, 5 крейсеров, 52 эсминца и эскортных миноносца, десятки других боевых кораблей и тысячи транспортных судов.

Однако максимум результативности немецких подводников пришёлся на первые годы войны. Уже с 1942 года чаша весов начала склоняться в пользу противолодочных сил стран антигитлеровской коалиции.

За годы войны Кригсмарине потеряли 546 субмарин VII серии, не считая затопленных собственными экипажами накануне капитуляции Германии.

Таким образом немецкие подводные корсары проиграли войну, а цель адмирала Дёница поставить «владычицу морей» на колени, не была достигнута...

Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали «смертниками»

Их представляют «смертниками», «советскими камикадзе», которые жили не дольше трёх-четырёх боевых вылетов.

Их воинская профессия считается едва ли не самой рискованной и опасной. О них судят по потрясающему фильму «Торпедоносцы», шокировавшему зрителей невиданным тогда натурализмом, правдивостью и трагизмом в показе Великой Отечественной войны.

Что в этом «культе» советских торпедоносцев правда, а что — лишь красивая легенда? Какова на самом деле была их боевая эффективность и подлинная цена их побед? Какой урон они наносили врагу? Выдерживают ли сравнение с немецкими, британскими, американскими и японскими торпедоносцами, не раз решавшими исход морских сражений?

Известно, что за годы Великой Отечественной наша торпедоносная авиация потопила 15 боевых и вспомогательных кораблей Кригсмарине, а также 22 транспортных судна.

Мало это или много — особенно если принять в расчёт несовершенство авиатехники, слабую подготовку лётного состава и мощнейшее противодействие противника (немецкие ВМС имели самую сильную ПВО в Европе)?

Книга ведущего историка флота, основанная на материалах не только отечественных, но и зарубежных архивов, отвечает на все эти вопросы, давая исчерпывающую картину боевого применения торпедоносной авиации в годы Великой Отечественной войны.

Торпедоносцы люфтваффе 1939—1945

Издание посвящено истории торпедоносной авиации Германии.

В книге рассматриваются тактика, вооружение и участие в боевых действиях немецких самолетов-торпедоносцев.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей Второй мировой войны.

«Иностранки» Красного флота. Подлодки Сталина

Малоизвестные страницы Второй Мировой войны. Всё об «импортных» подлодках Сталина.

Хотя Победа над Гитлером была одержана преимущественно советским оружием, военная техника иностранного производства сыграла в Великой Отечественной заметную роль, особенно широко применяясь на море.

В 1941 — 1945 гг. в РККФ СССР (Рабоче-Крестьянском Красном флоте) служили полтора десятка подводных лодок иностранной постройки — от старой британской L55, потопленной в Финском заливе ещё в 1919 году и в последствии поднятой и включённой в состав Балтийского флота, до латвийских и эстонских подлодок «Ронис». «Спидола», «Калев» и «Лембит».

От заказанных в США субмарин АГ («Американский Голланд») до полученных от англичан в счёт итальянских репараций подлодок типа В.

Эта книга не только прослеживает боевой путь всех «красных иностранок», но и оценивает их влияние на советское кораблестроение.

«Месть» Сталина. Советские подлодки типа М

Соавтор: Кулагин K.Л.

Во время Великой Отечественной войны «на средства трудящихся» строились не только танки и самолёты.

В 1941 году вдова погибшего комиссара Любовь Лободенко обратилась к жёнам североморцев с призывом собрать деньги на строительство подводной лодки и сама сделана первый взнос.

Вскоре малая подлодка типа М, названная «МЕСТЬ», отправилась в свой первый боевой поход...

Предельно компактные и недорогие в производстве, предназначавшиеся для ближней защиты собственных берегов и военных баз, но способные успешно действовать и у побережья противника и даже во вражеских гаванях, в годы войны «эмки» стали основой советского подводного флота, будучи выпущены самой массовой серией (в обшей сложности более 100 штук).

На их счету 61 потопленное судно и 10 боевых кораблей противника.

«Морские охотники» Сталина. «Неизвестная война» в Финском заливе

Соавтор: Сутормин В.А.

За всю Великую Отечественную не было ни одного масштабного морского сражения — из-за обилия мин и воздушной угрозы крупные надводные корабли отстаивались в базах, а главные задачи флотов решались силами боевых катеров и подводных лодок.

Особенно сложная ситуация имела место в Финском заливе, где образовалась настоящая «линия фронта», — чтобы заблокировать Балтийский флот в районе Ленинграда и Кронштадта, противник выставил в море тысячи мин, позади минных полей и на всех фарватерах дежурили многочисленные дозоры, а вражеские катера и субмарины по ночам пытались прорваться в нашу зону.

Им противостояли советские катерные силы, состоявшие главным образом из деревянных сторожевиков — «Морских охотников».

Созданные в середине 1930-х годов для несения пограничной службы, с началом войны эти катера перешли в ВМФ, став одними из самых универсальных единиц флота.

Они несли дозоры, сопровождали конвои, охотились за подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли артиллерийскую поддержку сухопутных войск, ставили и тралили мины.

Книга ведущих историков флота восстанавливает ход этой «неизвестной войны».

«Чёрные молнии» Кригсмарине. Германские миноносцы Второй мировой

Соавтор: Патянин С.В.

В германском флоте миноносцы традиционно именовались Schwarzegesellen — дословно: «чёрная прислуга».

Это прозвище появилось сразу после возникновения данного класса кораблей и объяснялось как чёрной окраской корпуса (для скрытности в ночное время), так и использованием угля в качестве топлива.

К началу Второй мировой окраска миноносцев изменилась, на смену угольному отоплению пришла нефть — а прозвище осталось, причём стало даже более точно выражать суть этих кораблей.

Немецкое «шварцегезеллен» можно перевести на русский язык как «мальчики на побегушках» - вот и миноносцы оказались поистине универсальными кораблями, что называется, на все случаи жизни: они сопровождали главные силы флота в походах, проводили конвои, но особенно отличились в молниеносных набеговых операциях благодаря выдающейся маневренности и скорости хода.

Германские миноносцы принимали активнейшее участие во всех кампаниях Кригсмарине — от Норвегии до Бискайского залива, сражались с первого и до последнего дня Второй мировой войны: начиная с Польского похода 1939 года до финальных боёв на Балтике весной 45-го.

Эта напряжённая служба обошлась очень дорого — большинство миноносцев было потеряно в боях с противником.

«Щуки». Легенды Советского подводного флота

Подводные лодки типа «Щ», или «щуки», как называли их моряки, были самыми многочисленными представителями класса средних субмарин РККФ в 1930-е годы.

Именно они вынесли на себе основную тяжесть борьбы на морских коммуникациях в первые годы Великой Отечественной войны.

И именно они, несмотря на свою весьма далёкую до совершенства конструкцию, стали самыми результативными подлодками нашего флота.

На их боевом счёту более 50 достоверно потопленных кораблей и судов — для крайне неблагоприятной боевой обстановки, в которой приходилось действовать советским подводникам, эта цифра выглядит впечатляюще.

Но и наши собственные потери оказались чрезвычайно велики: из 44 «щук», участвовавших в войне, погибла 31. Об этих кораблях и их беспримерных по сложности боевых походах рассказывает настоящая книга, подготовленная на основе архивных документов.

«Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина

Соавтор: Кулагин К.Л.

«Эски», «Сталинцы» — так моряки называли средние субмарины типа «С», ставшие преемницами знаменитых «щук».

Это были лучшие подводные лодки нашего флота пе­риода Великой Отечественной войны. Они создавались на базе германо-голландского проекта и оказались ближайшими «родственницами» немецких лодок типа IA и IX.

Всего в СССР в 1936—1941 годах было заложено 56 подлодок типа «С», из которых в строй вошла 41, в том числе 8 — после войны.

«Эски» входили в состав всех четырёх флотов Советского ВМФ и активно участвова­ли в боевых действиях.

Несмотря на значительные собственные потери — 15 единиц они нанесли неприятелю ощутимый урон, отправив на дно около трёх десятков судов различных классов, в том числе 7 вражеских боевых кораблей.

Именно на «эсках» сра­жались с противником легендарные подводники Г.И. Щедрин, С.П. Лисин, подводная лодка С-13 под командованием капитана А.И. Маринеско потопила «непотопляемый» океанский гигант «Вильгельм Густлов».

Одна из субмарин серии — С−56 Щедрина, на счету которой 4 подтверждённые победы — сейчас находится на вечной стоянке во Владивостоке и является филиалом музея Тихоокеанского флота.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться