koob.ru

Нащокина М.В.. Книги онлайн

Нащокина М.В.

Мария Владимировна Нащокина (род. 6.09. 1953) — историк архитектуры, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник и заведующая отделом архитектуры Нового времени Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный архитектор Российской Федерации (указ Президента РФ № 810 от 25.12.2014), заведующая сектором Русской усадебной и садово-парковой культуры РНИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева (до июля 2013), член Союза архитекторов (с 1982), член международной Ассоциации искусствоведов (АИС), член Московского Дома ученых, почетный член Союза реставраторов РФ (2016), почетный архитектор РФ

 

Биография

Окончила Московский архитектурный институт (факультет градостроительства — рук. Б. К. Еремин, И. Г. Лежава). Была распределена в ВПНРК (Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат, ранее ЦНРПМ). Занималась реставрацией парков усадьбы Гребнево, Мамоновой дачи; разработала концепцию и планировку Музея городского деревянного зодчества в Тульском Кремле (неосуществлен). Затем поступила в очную аспирантуру МАРХИ к профессору Т. Ф. Саваренской. После защиты в 1983 году диссертации на тему «Античное наследие в русской архитектуре середины XIX века» была приглашена в сектор Русской архитектуры ЦНИИТИА (затем ВНИИТАГ, НИИТАГ, теперь — НИИТИАГ РААСН), где работает по сей день, возглавляя Отдел архитектуры Нового времени.

Нащокина — первый заместитель председателя Общества изучения русской усадьбы; является составителем и научным редактором всех выпусков издания «Русская усадьба» (с № 6), участвует в подготовке и проведении научных конференций и расширенных заседаний, в экспедиционных поездках ОИРУ. В течение более десяти лет занимала должность генерального директора издательства «Жираф» (затем «Улей»), одного из лидеров краеведческого книгоиздания России. М. В. Нащокина является лауреатом Макарьевской премии I степени, градостроительной премии имени А. Э. Гутнова и премии имени А. Блока журнала «Наше Наследие», а также обладательницей пяти медалей и ряда дипломов Российской академии архитектуры и строительных наук, Золотых дипломов ежегодного "Международного фестиваля «Зодчество», медали Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» за многолетнюю деятельность по изучению, популяризации памятников российской культуры, архитектуры и садово-паркового искусства. (2012 г.) В 2014 году награждена премией «Золотой знак» XXII Международного фестиваля «Зодчество 2014» за серию книг об архитекторе Л. Н. Кекушеве.

М. В. Нащокина — один из крупнейших в России специалистов в области истории архитектуры рубежа XIX—XX веков, преимущественно стиля модерн.

В 2004 году М. В. Нащокина вместе с другими деятелями культуры подписала открытое письмо Президенту и Правительству РФ в защиту разрушаемых исторических зданий Москвы.

Член Союза архитекторов России, член Ассоциации искусствоведов. Живёт и работает в Москве.

 

Избранные труды и публикации

Бусева-Давыдова И. Л., Нащокина М. В., Астафьева-Длугач М. И. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 5-274-01624-3.

Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. — М.: Жираф, 1998.

Нащокина М. В., Арзуманова О. И., Любартович В. А. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. — М.: Жираф, 2000. — 224 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89832-017-2.

Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. — 2-е, испр. и доп. — М.: Жираф, 2000. — 304 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89832-017-2.

Нащокина М. В., Кириченко Е. И. Градостроительство России середины XIX — начала XX века. Книга I. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 340 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89826-083-8.;

Книга II. (Соавторы- Е. И. Кириченко, Е. Г. Щеболева, Е. Е. Анисимова) М., Прогресс-Традиция, 2003.(С.54-104, 221—252, 297—389) — ISBN 5-89826-176-1;

Книга III. (Соавторы — В. Г. Лисовский, Е. И. Кириченко, Е. Г. Щеболева, В. Е. Звагельская) М.,Прогресс-Традиция, 2010. (С. 219—296) -ISBN 978-589826-3343-1.

Нащокина М. В. Московский модерн. — М.: Жираф, 2003. — 560 с. — ISBN 5-89832-042-3.

Нащокина М. В., Ткаченко С. Б. Особняк И. А. Миндовского. Посольство Новой Зеландии. — М.: Жираф, 2003. — 95 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-036-9.

Нащокина М. В. Художественная открытка русского модерна. — М.: Жираф, 2004. — 472 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89832-037-7.

Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-89832-043-0.

Нащокина М. В. Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 560 с. — ISBN 5-89832-042-3.

Нащокина М. В. Русские сады. XVIII — первая половина XIX века. — М.: Арт-Родник, 2007. — 255 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0049-5.

Нащокина М. В. Русские сады. Вторая половина XIX — начало XX века. — М.: Арт-Родник, 2007. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0020-4.

Нащокина М. В. Русская усадьба Серебряного века. — М.: Улей, 2007. — 432 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91529-001-2.

Нащокина М. В. Наедине с музой архитектурной истории. — М.: Улей, 2008. — 688 с. — 900 экз. — ISBN 978-5-91529-002-9.

Нащокина М. В. Античное наследие в русской архитектуре николаевского времени. — Прогресс-Традиция, 2011. — 776 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89826-366-9.

Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп. — СПб.: Коло, 2011. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.

Нащокина М. В. Московский архитектор Лев Кекушев. — СПб.: Коло, 2012. — 504 с. : [24 с. цв. ил.] с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-97-6.

Нащокина М.В. Лев Кекушев. Архитектурное наследие Москвы. М., ООО «ВЕГА», 2012. 415 с.

Нащокина М. В. Лев Кекушев. Архитектурное наследие России. М., Издательский дом Руденцовых, 2013. 660 с. — ISBN 978-5-902887-14-0

[Нащокина М. В.] Алексей Бахрушин. Великое дело созидания. К истории «Версаля на Зацепе». К 100-летию передачи Театрального музея А. А. Бахрушина Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. М., 2013. 148 с. (Соавторы — Д. В. Родионов, Н. И. Сочинская, В. В. Рыбенков). — ISBN 978-5-901977-73-6

Нащокина М.В. Московская архитектурная керамика. М., Прогресс-Традиция, 2014. — 558 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-89826-434-5

Нащокина М.В., Гандельсман Б.В., Комский М.В. Архитектор Борис Еремин. Творческое наследие. Реконструкция центра Москвы: архитектурные концепции и проекты второй половины XX века. М., Прогресс-Традиция, 2016. - 624 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-89826-469-7

 

Нащокина М.В. на видео

Книги (5)

Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX — начала XX века
Раздел библиотеки: Искусство

Монография «Дух символизма» посвящена раскрытию трех основных проблем конца XIX — начала XX века, или эпохи символизма, — её духовного мира, художественного языка и феномена художника — на материале философии, русского и западноевропейского искусства.

Особое внимание обращено на образное начало в работах литераторов, художников и музыкантов, наиболее ярко воплотивших в своем творчестве «дух символизма». Многие затронутые проблемы искусства этого исторического периода рассматриваются впервые.

Дополняет идейно-смысловую концепцию книги, ориентированную на создание по возможности полного и разностороннего представления об исследуемом времени, богатый иллюстративный ряд, включивший немало ранее не публиковавшихся произведений А. Бенуа, Ф. Боткина, В. Милиоти, Н. Феофилактова, Э. Понтремоли и других незаурядных творцов эпохи.

Издание будет интересным и актуальным как в научной среде, так и в более широкой аудитории, стремящейся к интеллектуальному постижению притягательного «духа символизма», актуального и в наши дни.

Кекушев Лев Николаевич. Великие архитекторы
Раздел библиотеки: Искусство

Том 20 серии «Великие архитекторы» Кекушев Лев Николаевич.

Автор текста М.В. Нащокина.

Биография — загадочна, жизнь — коротка. Родился то ли в 1862, то ли в 1863 году. По разным данным — в Вильно, Саратове или Симбирской губернии. Скончался в промежутке между 1914 и 1919 годами, скорее всего, в психбольнице неизвестно какого города.

Но были в этом промежутке потрясающие 20 лет, за которые Лев Николаевич одарил Москву и ещё десяток городов очаровательными шедеврами. Кекушев был страстным поклонником стиля модерн. Но не северного, прижившегося у нас на многие годы, а его франко-бельгийского варианта — с балкончиками, башенками, арочками, плавными линиями и статуями в нишах.

Кекушев проектировал не только фасады, но и интерьеры — вплоть до дизайна посуды. Прекрасно сочетал камень с металлом, стеклом, витражами...

В числе клиентов — богатейшие фамилии России — Хлудовы, Носовы, Мамонтовы. И вот результат — у абсолютно эклектичного города, чьей архитектурой упорядоченно не занимались со времён Казакова, начал появляться некий «московский стиль».

Сегодня, глядя на Ярославский вокзал, особняк Листа, фасад ресторана «Прага», Остоженку, Поварскую, Никитские, небольшой участок Тверской, конечно же, «Метрополь», знатоки переживают от того, что Лев Николаевич так рано отошёл от дел.

Кекушев построил шесть десятков зданий и сооружений. Половина сохранилось. Последний его шедевр — больница в Преображенском (1912 год).

Миф и художественное сознание XX века
Раздел библиотеки: Искусство

В данном издании обсуждается вопрос об активизации мифологического сознания в переходные эпохи истории. Такой переходной эпохой оказывается XX век.

Под переходом в данном случае подразумевается переход от культуры Нового времени, которую можно было бы назвать культурой модерна, к альтернативной культуре, под которой П.Сорокин подразумевает культуру идеационального типа.

Становление альтернативной культуры связано с реабилитацией того, что модерн отвергал, а отвергал он сверхчувственное начало, которое уже в эпоху модерна реабилитировал романтизм, а затем на рубеже XIX-XX веков неороматизм, известный по истории искусства как символизм.

В XX веке то, что было характерно лишь для искусства, все более становится универсальным, т.е. выражением духа альтернативной культуры в целом. Однако, доказывая, что XX век как переходная эпоха способствует возрождению мифологического сознания, авторы данного издания касаются и того, что, несмотря на вытеснение мифа рационализмом эпохи модерна, миф, составляя коллективное бессознательное, оказывает активное воздействие и на мировосприятие человека модерна, и на искусство этой эпохи, что своевременно осознано не было.

Московская архитектурная керамика. Конец XIX — начало XX века
Раздел библиотеки: Искусство

Широкий интерес в русском искусстве второй половины XIX — начала XX вв. к керамике — одному из древнейших материалов, использовавшихся в материальной культуре, черта общая со многими европейскими странами.

После долгого перерыва традиционный для Руси-России гончарный промысел вновь обратил на себя внимание профессиональных художников, открывших его новые пластические возможности, и архитекторов, вернувших его в обиход как средство украшения фасадов зданий.

В России тогда появились мастерские, изготавливавшие многоцветные изразцы и сюжетные декоративные панно, нередко сделанные вручную по старым кустарным технологиям, а также современные предприятия, выпускавшие облицовочную керамическую плитку.

Особенное развитие художественная архитектурная керамика получила в Москве, где ее использование стало одной из особенностей стиля модерн.

В книге подробно описано появление и развитие четырех основных московских производителей архитектурной керамики: керамического завода «Абрамцево» — пионера новых видов художественной продукции, архитектурно-керамического производства товарищества М.С. Кузнецова, керамической мастерской Строгановского училища и артели «Мурава».

Кроме того, в книге впервые дан очерк западноевропейских импор­теров архитектурной керамики в Москве; анализируется применение привозной облицовочной керамики в жилой застройке города, на фасадах и в интерьерах общественных и церковных зданий.

Художественная открытка русского модерна
Раздел библиотеки: Искусство

Книга рассказывает о российской открытке — неповторимом парадоксе художественной культуры Серебряного века, рождение которого относится к рубежу веков, а расцвет к первым пятнадцати годам XX века.

Ее создатель — доктор искусствоведения Мария Владимировна Нащокина, специалист по российскому искусству эпохи модерна, обрисовывает не только историю появления в свет открытки в России, но и ее составление как определенного жанра графического умения, как явлении стиля модерн в его неповторимой отечественной интерпретации.

Большое внимание в книге уделено ключевым темам, которые возымели величайшее отражение в российской открыточной графике. Именно они легли в базу систематизации широкого визуального ряда книги, состоящего из более чем 950 картинок. Большинство публикуемых открыток были предоставлены автором и частными коллекционерами.

Краткая история художественной открытки.

Массовая художественная открытка в России конца 19 — начала 20 веков.

Рождение открытки как жанра графического искусства эпохи модерна.

Пионеры нового жанра.

Тематика русской рисованной открытки эпохи модерна.

Типографии, выпускавшие художественные открытки Россиив конце 19- начале 20 веков.

Добавить отзыв об авторе
Библиотека «Куб» Почта