koob.ru

Гончарова Н.С.. Книги онлайн

Гончарова Н.С.

Наталья Сергеевна Гончарова (21.06 [3.07].1881, село Ладыжино (по другим сведениям, село Нагаево), Тульская губерния — 17.10.1962, Париж) — русская художница-авангардист, график, сценограф. Представительница лучизма. Жена и соратница М.Ф. Ларионова, работала во всех стилях от импрессионизма до абстракции.

В 1898 окончила IV женскую гимназию. В 1901, как вольнослушатель, поступила в МУЖВЗ на скульптурное отделение в класс известного скульптора-импрессиониста П.П. Трубецкого (1866 — 1938).

Тогда же состоялось знакомство с М.Ф. Ларионовым. Первые три года в училище (1901 — 1903) много занималась скульптурой.

Созданные ею произведения, скорее всего, послужили материалом для выставки внеклассных скульптурных работ, которую, по свидетельству Эли Эганбюри и М.И. Цветаевой, Гончарова в 1903 организовала в училище.

После совместной с Ларионовым поездки в Тирасполь и Крым (лето 1903), на один учебный год (1903/1904) оставила МУЖВЗ.

По возвращении в училище в 1904 получила малую серебряную медаль за анималистические скульптурные этюды, а следующую аналогичную медаль — также за скульптуру (1907).

Но к этому времени интерес к скульптуре пропадает; Гончарова все силы отдала живописи. Недолгое время посещала живописную мастерскую К.А. Коровина в МУЖВЗ, но учёба в училище её уже не увлекла и превратилась в простую формальность.

Гончарова перестала вносить плату за обучение, в результате чего в январе 1909 была отчислена. К этому моменту Гончарова — сложившийся художник, уже переживший этап творческого формирования.

Регулярные занятия живописью начались ещё в 1906 – 1907. Хотя этот период принято называть импрессионистическим, название не отражает всей полноты живописных интересов и поисков Гончаровой.

Импрессионизм она воспринимала через Ларионова и под его непосредственным влиянием написала всего несколько импрессионистических полотен («Угол сада». 1906. ГРМ; «Ивы». 1906. ГКГА; «Пейзаж (Пуантель)». 1907 — 1908. ГТГ).

Гончарова увлекается постимпрессионизмом, и в первую очередь творчеством Анри Тулуз-Лотрека. С ним роднит обращение к пастели — не случайно даже в её первых масляных работах чувствуется знание пастельной техники («Дама с зонтиком». 1906 — 1907. Частная коллекция; «Натюрморт с белой вазой». 1906 — 1907. Коллекция Е. и В. Семенихиных).

Но в ещё большей степени влияние французского мастера ощутимо в гротескных приёмах, которыми блестяще владеет Гончарова («Цирк»; «В ресторане». Обе около 1907. ГТГ).

Увлечение фовизмом, и в первую очередь Полем Гогеном (его ретроспективу Гончарова видела в Париже в 1906), способствовало появлению первых картин «крестьянского» цикла (например, «Посадка картофеля».1908 — 1909. Галерея Тейт, Лондон), который завершается в 1911 полиптихом «Сбор винограда» (из девяти частей две утрачены, остальные находятся в ГТГ, ГРМ, Центре Помпиду и Национальной галере Австралии, Канберра).

Неопримитивизм — центральный этап исканий (1909 — 1911), в котором соединились и выкристаллизовались в единый стиль такие составляющие творчества Гончаровой, как народное искусство (лубок, костюм, игрушка) и иконопись.

В стилистику неопримитивизма вписывается религиозная живопись Гончаровой, возникшая на волне возрождающегося интереса к древнерусскому искусству и, одновременно, под влиянием М.А. Врубеля.

В полиптихе «Жатва» (из девяти частей две утрачены, остальные находятся в ГТГ, КГОХМ, ООМИИ и Центре Помпиду) складывается религиозная иконография ­Гончаровой.

Гончарова Н.С. на видео

Книги (1)

Великие художники. Том. 91. Наталья Сергеевна Гончарова
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: С. Королева.

Одна из самых известных представителей русского и французского авангардного искусства, живописец, график, иллюстратор книг, дизайнер и театральный сценографист Наталья Сергеевна Гончарова ещё при жизни восхищала современников своим редким по многообразию талантом.

Женщина-художник, первооткрывательница модных течений, артистка, Гончарова к тому же одна из первых стала использовать в своём творчестве новейшие стили живописи: кубизм, различные формы примитивного искусства, лучизм, кубофутуризм — и оказала огромное влияние на развитие европейского изобразительного искусства.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться