koob.ru

Нессельштраус Ц.Г.. Книги онлайн

Нессельштраус Ц.Г.

Цецилия Генриховна Нессельштраус (8.01.1919 — 1.05.2010) — советский и российский искусствовед, медиевист, переводчик и педагог. Кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Автор многочисленных публикаций, посвящённых искусству Средних веков и Возрождения. Один из основоположников послевоенной ленинградской школы искусствоведческой медиевистики.

В Институт имени Репина на факультет искусствоведения (факультет теории и истории искусств) поступила в 1938 году после двух курсов архитектурного факультета Ленинградского института инженеров коммунального строительства (ЛИИКС).

Летом 1939 году во время учебной археологической практики принимала участие в раскопках фундамента Десятинной церкви в Киеве, а также осуществляла работы в киевском Софийском соборе.

Первый год Великой Отечественной войны пришёлся на V курс. Осенью 1941-го — весной 1942 годов Ц.Г. Нессельштраус принимала участие в сооружении оборонительных укреплений города, ночных дежурствах на крышах, в работе военкомата.

Весной 1942 года уехала с родителями в Челябинск, куда эвакуировали Кировский завод, где работал её отец — Генрих Зунделевич Нессельштраус (1888 — 1952), специалист в области металловедения. Возвратилась в Ленинград в 1944 году.

Окончила институт в 1945 году с присвоением звания искусствоведа.

Учителями Ц.Г. Нессельштраус в разные годы были профессора и доценты Института, Ленинградского государственного университета, а также сотрудники Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, читавшие лекции и проводившие занятия на факультете, в том числе А.С. Гущин (под его руководством она написала свою первую курсовую работу, посвящённую книге Вильгельма Воррингера «Формальные проблемы готики»).

Осенью 1945 года Ц.Г. Нессельштраус поступила в аспирантуру Института имени Репина к профессору Н.Н. Пунину.

В 1948 году после завершения обучения в аспирантуре была зачислена на должность ассистента для чтения курсов истории искусства студентам творческих факультетов института.

В 1949 году защитила кандидатскую диссертацию по истории французской живописи XVIII века под руководством М.В. Доброклонского (оппоненты Г.Г. Гримм и Т.Д. Каменская).

Книги (3)

Искусство Западной Европы в средние века
Раздел библиотеки: Искусство

Предлагаемая книга отличается от большинства предшествующих выпусков Серии «Очерки истории и теории изобразительных искусств»: вместо одной страны в ней пойдёт речь о многих.

Здесь рассказывается об архитектуре, скульптуре, монументальной живописи и миниатюре Франции, Германии, Англии, Италии, Испании и других стран.

Книга эта содержит обзор истории средневекового искусства (то есть в период с V века по XV век) стран зарубежной Европы, за исключением тех, которые были наиболее тесно связаны с кругом византийской художественной культуры.

Естественно, что обзор этот не может претендовать на полноту. Автор видит свою задачу прежде всего в том, чтобы облегчить читателю первое знакомство со средневековыми памятниками и помочь ориентироваться в сложном и разнообразном материале.

Поэтому наибольшее внимание уделено характеристике основных этапов развития средневекового искусства на примере самых прославленных и типичных памятников, в то время как о прочих произведениях рассказывается лишь очень бегло.

Вследствие краткости обзора в книге не могли быть одинаково подробно рассмотрены все виды искусства средневековой Европы — например, почти не затронуто прикладное искусство, составляющее самостоятельный и обширный раздел в истории средневековой художественной культуры.

Искусство раннего Средневековья
Раздел библиотеки: Искусство

Автор прослеживает развитие европейской архитектуры, скульптуры, живописи, книжной графики от раннего средневековья по начало XI века.

В томе представлен уникальный изобразительный ряд — около 200 цветных иллюстраций.

История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение
Раздел библиотеки: Искусство

Под ред. Ц.Г. Нессельштраус.

Книга охватывает материал по истории изобразительного искусства и архитектуры зарубежных стран от периодов средних веков до эпохи Возрождения.

В нём рассматривается история искусств Византии, Западной Европы в средние века, искусство Возрождения в Италии и в странах Северной Европы.

Искусство Индии, Китая, Японии и других стран Азии с древнейших времён до конца средневековья. В современной исторической науке средними веками называют эпоху феодализма.

В Европе она длилась много столетий — от падения Римской империи (конец V в.) до буржуазных революций XVII — XVIII веков.

Для историка культуры и искусства период средневековья несколько уже — он завершается на грани XIV — XV веков с началом эпохи Возрождения.

Но даже в этих суженных границах время развития средневекового искусства охватывает тысячу лет. Естественно, что за столь длительный период искусство это претерпело немало изменений.

Если учесть ещё местные особенности художественной культуры различных областей и стран, станет понятным огромное разнообразие дошедших до нас памятников.

И всё же в них всегда имеется нечто общее. К числу наиболее постоянных их черт принадлежат, с одной стороны, сильное влияние христианской религии, с другой — близость к народному творчеству.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться