
Николай Петрович Крымов (20.04 [2.05] 1884, Москва — 6.05.1958, там же) — русский советский живописец и педагог. Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949).
Николай Крымов родился в семье художника. П.А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца.
В 1904 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907 — 1911 — в пейзажной мастерской А.М. Васнецова. Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников».
Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе. Уже в ранних своих работах примкнул к символизму — в том числе и в качестве графика-оформителя журнала «Золотое руно» (1906 — 1909).
Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей).
Позднее краски и формы обретают у Крымова всё большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Жёлтый сарай», 1909, Третьяковская галерея; «Утро», 1916, Ярославский художественный музей).
Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в«классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в Третьяковской галерее) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания.
Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчёта горящую спичку на фоне ярко освещённой солнцем стены.
Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане» (1938). Внёс значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А.Н. Островского, а также «Унтиловск» Л.М. Леонова (1928).
В 1919 — 1930 много работал и как педагог — в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года.
Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность.
У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами — С.П. Викторов, Ю.П. Кугач, М.П. Иванов-Радкевич, Ф.П. Решетников, Н.К. Соломин.
Крымов Н.П. на видео