koob.ru

Кипренский О.А.. Книги онлайн

Кипренский О.А.

Орест Адамович Кипренский (13 (24).3.1782 — 12 (24).10.1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.

Обучался в Воспитательном училище при петербургской Академии художеств (1788 — 1797 гг.), а затем в классе исторической живописи Академии (1797 — 1803 гг.), где был оставлен для выполнения работы на соискание золотой медали.

В 1806 г. за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» Кипренский получил эту награду.

Всё творчество Кипренского связанос жанром портрета. Как представитель эпохи романтизма, он явился обновителем традиций русского портретного искусства. Его работы утверждают ценность личности, отражают эмоциональный мир человека.

В 1809 — 1812 гг. художник жил и работал в Москве и Твери, затем, став академиком Академии художеств (1812 г.), приехал в Петербург.

Здесь он создавал портреты участников Отечественной войны 1812 г. и представителей русской культуры, рисовал женщин, детей.

В 1816 г. уехал за границу: посетил Италию, Швейцарию, Францию и Германию. С успехом участвовал в выставках в Риме и Париже.

В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. Он делает портреты своих видных современников (В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, С.С. Уваров и др.).

На экспозициях Академии художеств 1824 и 1827 гг. его полотнам отводились отдельные залы.

Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе лёгкой своей эмоциональностью его живописные портреты.

Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русский музей; «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е.И. Чаплица, А.Р. Томилова, П.А. Оленина, рисунок с поэтом Батюшковым); героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок.

Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А.Н. Оленину 1834), «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России.

«Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе.

Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались не осуществлёнными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице», завершённой в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное продолжение в творчестве К.П. Брюллова и А.А. Иванова.

Кипренский О.А. на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 65. Орест Адамович Кипренский
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: А. Майкапар.

Трудно переоценить значение творчества Кипренского для развития русского искусства.

Именно он раньше других своих коллег почувствовал веяния романтизма, уже распространившегося по всей Европе, и стал создателем нового типа портрета.

Живописцы XVIII века всегда сохраняли дистанцию между собою и своими моделями и почти никогда не создавали изображений близких людей и уж тем более автопортреты.

Кипренский же в своих произведениях стремился выявить внутреннюю суть героев, найти их самые лучшие черты.

Пожалуй, можно сказать, что в его работах воплощён положительный идеал человека XIX века — в лучших традициях романтизма, воспевавшего не идеальных героев, а реальных людей в самые возвышенные моменты их бытия.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться