|
Орлов А.А.. Книги онлайн Орлов Андрей Александрович (род. 1960, Москва) — советский и американский социолог культуры, библеист, специализирующийся по раннему христианству и иудаике. С 1991 года живёт в США. Кандидат социологических наук, кандидат богословия, доктор философии по религиоведению. Профессор Университета Маркетт в штате Висконсин. Родился в 1960 году в Москве. В 1978–1980 гг. служил в Советской армии. Старший сержант войск ПВО. По окончании службы в армии Орлов в 1980 году поступает на факультет журналистики Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова. В 1983 году Орлов присоединяется к научному семинару по изучению массового сознания, который в то время возглавлял известный советский философ и социолог Б. А. Грушин. Одной из главных задач семинара была попытка изучения и легитимизации понятия «массового сознания» в особых идеологических условиях середины 80-х годов прошлого века в СССР, когда главной номенклатурой тогдашней официальной науки было классовое сознание. Понимая опасность обсуждения проблематичной категории «массового сознания» по месту своей основной работы в Институте философии АН СССР, где подобное исследование могло вызвать неоднозначную реакцию и даже политические преследования, Грушин решил развернуть эту дискуссию на факультете журналистики МГУ, где идеологическая цензура была в то время не так сильна. Грушинский семинар, который Орлов посещал с момента его основания в 1983 году до его роспуска в 1989 году, сыграл очень важную роль в формировании его научного мировоззрения, дав возможность познакомиться с главными философскими течениями середины и конца 20 столетия, включая постструктурализм, аналитическую философию и феноменологию. Эти методологические парадигмы позже станут важными составляющими для формирования герменевтических подходов Орлова в его исследованиях иудейской и христианской апокалиптики и мистики. В 1986 году Орлов окончил факультет журналистики Московского государственного университета. В 1986 году, получив степень бакалавра на факультете журналистики МГУ, Орлов, по совету Б. А. Грушина, поступает в аспирантуру. В 1990 году он в Институте социологии Российской академии наук успешно защищает, под руководством Грушина, кандидатскую диссертацию по социологии культуры. Его работа, опираясь на методологическое наследие Ханса-Георга Гадамера, Йохана Хёйзинги и Хосе Ортеги-и-Гассета, исследует феномен игры как методологический инструмент для интерпретации культуры. Научным оппонентом при защите его диссертации выступает известный советский и российский социолог Ю. А. Левада, сам уделивший многие годы изучению игровой деятельности. В 1969 году, «за идеологические ошибки в лекциях», Левада был лишён звания профессора и уволен из Института социологии (тогдашнем Институте конкретных социальных исследований АН СССР), где он заведовал сектором теории и методологии. Приглашать его в роли оппонента на защиту в Институт социологии, из которого он однажды был изгнан, было очень рискованным делом. Ведь люди, которые участвовали в той политической чистке, теперь сидели в научном совете. Подобное рискованное решение чуть было не стоило Орлову научной степени — при проведении тайного голосования по его диссертации три бюллетеня были против. Если бы их было четыре — диссертация была бы отвергнута. В 1990–1991 годах был старшим научным сотрудником Института социологии Российской академии наук. В 1991 году Орлов переезжает в США. В 1991—1997 работал в качестве научного сотрудника (с 1993 — адъюнкт-профессор) в Абилинском христианском университете. В 1995 году и в 1997 году оканчивает Колледж библейских исследований Абилинского христианского университете, где получает степени бакалавра новозаветных исследований и магистра богословия соответственно. В 1998—2002 работал ассистентом в Университете Маркетта. В 2002–2003 годах был на престижной стипендии John P. Raynor, S.J., учрежденной в честь одного из бывших президентов Университета Маркетт. В 2003 году в Университете Маркетта (англ.)рус. под научным руководством доктора Дейрдре Демпси (англ. Deirdre A. Dempsey) защищает докторскую диссертацию (Ph.D) по религиоведению по традиции Еноха-Метатрона (англ. From Patriarch to the Youth: The Metatron Tradition in 2 Enoch). Его диссертация публикуется Мартином Хенгелем и Питером Шейфером в одной из самых престижных серий по иудаике (Texts and Studies in Ancient Judaism, Tuebingen, Mohr-Siebeck). В 2003–2004 годах работал преподавателем богословского факультета Университете Маркетта. В 2004–2009 годах старший преподаватель богословского факультета Университете Маркетта. В 2009–2011 годах ассоциированный профессор (доцент) богословского факультета Университете Маркетта. C 2012 года профессор богословского факультета Университете Маркетта. Автор ряда получивших международное признание научных трудов по иудейской апокалиптике и мистике Второго Храма.
Книги (4)
Воскрешение Ветхого Адама: Вознесение, преображение и обожение праведника в ранней иудейской мистикеНастоящее издание содержит работы, посвящённые изучению ранних иудейских апокалиптических произведений, бытовавших в славянской традиции, таких как Книга Еноха Праведного, Откровение Варуха, Откровение Авраама и Лествица Иакова. Эти тексты являются важными ранними свидетельствами, доказывающими формообразующее влияние апокалиптики на последующее развитие иудейского мистического предания и проливающими свет на истоки и природу ранней иудейской мистики. Исследования, собранные в этой книге, в основном касаются тем вознесения и преображения праведников, которые призваны восстановить человечество к его изначальной небесной природе, утерянной Адамом после его грехопадения в Эдеме. Книга будет полезна библеистам, славистам, исследующим «отреченную» литературу, религиоведам, историкам культуры.
Зеркала Всевышнего: Небесный двойник человека в иудейской апокалиптикеНастоящее издание посвящено изучению концепции небесного двойника человека в ранних иудейских апокалиптических произведениях, включая тексты, бытовавшие в славянской письменной традиции, такие как Вторая книга Еноха и Лествица Иакова. В этих сочинениях известные библейские персонажи, такие как Енох, Иаков, Иосиф, Асенет и Моисей, описываются как визионеры, созерцающие своих небесных двойников в образах ангелов, предстоящих пред Лицом Бога. Исследование показывает формообразующее влияние этих апокалиптических преданий на последующее развитие христианских представлений о небесных двойниках и ангелах-хранителях.
Подобие Небес: Азазель, Сатанаил и Левиафан в иудейской апокалиптикеНастоящее издание посвящено изучению парадоксальной симметрии небесного и демонического в ранних иудейских апо калиптических произведениях, где различные демонические су щества, такие как Азазель, Сатанаил и Левиафан, пытаются ими тировать атрибуты и функции различных небесных существ, включая высших ангелов и даже самого Бога. Книга уделяет осо бое внимание культовому измерению этих демонологических преданий, часто разворачивающихся внутри жреческих и литур гических реалий иудейской религиозной традиции.
«Потаенные книги»: Иудейская мистика в славянских апокрифахСборник статей посвящен изучению ранних иудейских апокалиптических произведений, бытовавших в славянской традиции. Эти «потаенные книги», такие, как «Книга Еноха Праведного», «Откровение Авраама» и «Лествица Иакова», сохранившиеся только в славянских переводах, повествуют о событиях, предшествующих творению видимого мира и того, что произойдет с человечеством в конце времен, после Страшного суда. Именно они связывают апокалиптику Второго Храма и более поздние иудейские мистические течения — Небесных Чертогов (Хейхалот) и Божественной Колесницы (Меркава). Анализируя эти тексты, автор открывает их значение в формировании символики ранней иудейской мистики. В этих книгах рассказывается о вознесении праведника на небеса и его преображения в бессмертное небесное существо с помощью так называемой «росы воскрешения» — масла Божией благодати, истекающей с Древа Жизни. Апокрифические истории небесного вознесения и преображения таких библейских патриархов, как Енох, Иаков и Авраам играли важнейшую роль в переходе от апокалиптической символики к уникальной теофанической образности более поздней иудейской мистики.
|
|