koob.ru

Панофский Эрвин. Книги онлайн

Панофский Эрвин

Эрвин Панофский, фамилия передаётся также как Панофски (нем. Erwin Panofsky, 30 марта 1892, Ганновер — 14 марта 1968, Принстон) — немецкий и американский историк и теоретик искусства. Один из крупнейших представителей немецкой науки об искусстве 1920-х годов и американской искусствоведческой школы 1930-х — 1960-х годов.

Родился в семье коммерсанта. Его детские и первые юношеские годы прошли в Берлине (в 1901—1910 годах он учился в гимназии Иоахима, отличавшейся углубленным изучением древних языков). Изучал историю искусств и философию в университетах Берлина, Мюнхена и Фрайбурга. Уже в 1911 году в берлинском семинаре Г. Вёльфлина Панофский стал заниматься темой «Теоретические аспекты учения об искусстве Альбрехта Дюрера», к которой он позднее неоднократно возвращался. Ей была посвящена дипломная работа 1914 года и книга «Теория искусства Дюрера, рассмотренная в её отношении к теории искусства у итальянцев», диссертация 1922 года и книга о гравюре Дюрера «Меланхолия I», написанная совместно с Ф. Саклем.

В 1916 году Э. Панофский женился на Доре Моссе, в соавторстве с которой позднее выпустил две книги: «Ящик Пандоры» и «Одиссеева галерея в Фонтенбло».

С 1921 года преподавал в Гамбургском университете (с 1926 года — профессор истории искусств). В 1931 году был приглашен прочесть курс лекций в Нью-Йоркском университете, что положило начало его связям с американскими искусствоведами. С приходом к власти нацистов в 1933 году, в силу еврейского происхождения был уволен из Гамбургского университета, но вместе с женой смог эмигрировать в США, где прожил 35 лет и впоследствии стал читать лекции и писать по-английски. Преподавал сначала в Нью-Йоркском университете, c 1935 года в Институте перспективных исследований в Принстоне (как и физик Альберт Эйнштейн, с которым его связывала долгая дружба).

После ухода на пенсию в 1962 году Э. Панофский продолжал читать курсы лекций, публикует отдельные новые работы. В 1962 году его избирают почетным доктором университета в Западном Берлине. Отмечен Медалью Хаскинса Американской академии Средневековья (медиевистики).

Сын — физик-атомщик Вольфганг Панофский.

Панофский Эрвин на видео

Книги (5)

Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма
Раздел: Разное

Классический труд Эрвина Панофски, одного из крупнейших искусствоведов двадцатого столетия.

Для специалистов по философии и культурологии, искусствоведов, студентов гуманитарных вузов.

Перспектива как «символическая форма»
Раздел: Разное

«Перспектива как «символическая форма» публикуется на русском языке впервые, «Готическая архитектура и схоластика» выходит в новом, полном переводе.

Эрвин Панофский — корифей европейской науки об искусстве, основоположник американского искусствознания, легендарный создатель иконологического метода — заслуженно является одной из знаковых фигур в истории культуры прошлого столетия.

Книга предназначена для специалистов и для всех интересующихся искусством.

Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада
Раздел: Разное

Книга крупнейшего американского искусствоведа посвящена выявлению сущности Ренессанса как уникального явления в истории, культуре и искусстве.

Автор показывает, из каких специфических черт складывается феномен Возрождения, и на многочисленных примерах из области изобразительного искусства, архитектуры, литературы и сочинений философов-гуманистов рисует картину духовной жизни Европы.

Смысл и толкование изобразительного искусства
Раздел: Разное

Эрвин Панофский — один из крупнейших историков искусства нашего века. В книге «Смысл и толкование изобразительного искусства», подводя итог своим многолетним исследованиям, он собрал свои важнейшие работы об искусстве Средних Веков и Возрождения. Особое место занимает его работа по «иконологии», где формулируются принципы этой новой для искусствознания дисциплины, ориентирующейся в первую очередь на смысловые аспекты изобразительных искусств.

Задача книги — выявить главные темы и идеи в истории искусства и попытаться понять их как часть культурной традиции, как претворение основных идей целостной европейской цивилизации. Символика и даже пропорции в живописных и скульптурных работах раскрываются как генераторы новых смыслов, увязываются с общими мировоззренческими позициями и конкретными обстоятельствами жизни и творчества художников.

Глубокие теоретические концепции возникают в результате конкретного исторического и эстетического анализа шедевров европейского искусства.

Книга Панофского является не только основополагающим трудом по искусствоведению, не имеющим аналогов по глубине и широте охвата, но и введением в характеристику образа жизни и мышления европейского человека отдаленных от нас эпох.

Этюды по иконологии
Раздел: Разное

Книга была опубликована в 1939 году и сыграла основополагающую роль в формировании методологии ученого, изложенной им в программном предисловии. Здесь же автор рассматривает конкретные проблемы иконографии в их тесной связи с идеями неоплатонизма.

Книга уже давно стала хрестоматийной для специалистов; те же, кто неравнодушен к эпохе Возрождения, найдут в ней интересные и полезные сведения как об изобразительном искусстве, так и о литературе, философии, других науках. Издание содержит подробный справочный аппарат и большое количество иллюстраций.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться