koob.ru

Подорога В.А.. Книги онлайн

Подорога В.А.

Валерий Александрович Подорога (15 сентября 1946, Москва, СССР) — советский и российский философ. Доктор философских наук. Живёт и работает в Москве. Заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН. Профессор РГГУ. Лауреат Премии Андрея Белого.

В 1970 году окончил философский факультет МГУ, в 1974 году — аспирантуру Института философии АН СССР. Защитил кандидатскую диссертацию «Критический анализ философии языка Т. В. Адорно» (1979). Доктор философских наук с 1992; тема диссертации: «Выражение и смысл: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX–XX веков. С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер», ИФ РАН.

В 1994–1995 годах — приглашенный профессор научно-гуманитарного центра в Северной Каролине, Корнеллского университета, Дюкского университета× (США); Страсбургского университета (Франция); Лейпцигского университета (Германия).

С 1998 года основатель и руководитель коллекции «Ecce homo» (Тетради по аналитической антропологии при издательстве «Логос»). Руководитель семинара сектора аналитической антропологии Института философии РАН.

Автор шести книг и около 200 научных работ.

Сайт автораПодорога В.А. на видео

Книги (7)

Авто-био-графия. Тетради по аналитической антропологии
Раздел: Философия

Замысел настоящего издания «Тетради по аналитической антропологии» рождался в ходе разработки индивидуального проекта, который занимает меня уже более 15 лет.

Первым и, может быть, не совсем удачным примером могут служить опубликованные курсы по Феноменологии тела. В «Тетрадях» представлены результаты работ в области аналитической (философской) антропологии.

Апология политического
Раздел: Философия

Настоящая книга представляет собой собрание материалов, не публиковавшихся или частично опубликованных в малодоступных изданиях за последние десятилетия.

Применяя оригинальную технику анализа (метод «аналитической антропологии») к различным областям гуманитарного опыта, В.Подорога показывает, как знание, которое формируется в тех или иных системах мысли, приобретает значение политического. По его мнению, политическое не имеет отношения к «реальной политике»; оно принадлежит стратегиям знания, существующим в горизонте личной свободы.

Время после. Освенцим и ГУЛАГ: мыслить абсолютное зло
Раздел: Философия

Что это значит — время после?

Это время посткатастрофическое, т. е. время, которое останавливает все другие времена; и появляется то, что зовут иногда безвременьем. Время после мы связываем с двумя событиями, которые разбили европейскую историю XX века на фрагменты: это Освенцим и ГУЛАГ. Время после — следствие именно этих грандиозных европейских катастроф.

Выражение и смысл
Раздел: Философия

Ландшафтные миры философии: Киркегор. Ницше. Хайдеггер. Пруст. Кафка.

Произведения Киркегора, Ницше, Хайдеггера сопротивляются общепринятым нормам историко-философского анализа, так как обладают индивидуальными коммуникативными измерениями и ценностями, которые обычно не принимаются во внимание классическими и «школьными» типами философской рефлексии. Их необходимо читать (т.е. относиться к ним как к текстам) читать, прежде чем «мыслить»...

Читать, но в то же время и удерживать в аналитическом сознании имманентную структуру того, как мы читаем. Но что значит «удержать»? Это значит, как я полагаю, включиться в ритм сверхмедленного восприятия философского текста, чтобы словно под действием цайтлупы можно было проследить, как становится форма содержания философского произведения во взаимоотношении с его коммуникативными средствами и ценностями, т.е. формой выражения.

Говоря несколько иначе, проследить, как взаимодействуют между собой в границах произведения структуры смысла и выражения. Найти возможный ответ на старинный вопрос: как сделано философского произведение?

Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы: Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский

Некоторые итоги исследований в области литературы и искусства, которые я начал вести с середины 80-х годов, были подведены в ряде текстов: «Метафизика ландшафта» (1993), «Феноменология тела» (1995) и «Выражение и смысл» (1995).

Сначала это был вполне ограниченный проект. Планировал опубликовать несколько статей о русской и западно-европейской литературе (Ф. Кафка, М. Пруст, А. Платонов и др.). Хотелось проверить, насколько может быть удачно применена техника антропологического анализа к явлением литературы и искусства... Только к концу 90-х гг. определилась задача: на материале одной из ведущих традиций русской литературы XIX-XX вв. (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Платонов, А. Белый, Д. Хармс и А. Введенский), которую я определяю как другую или экспериментальную, отделяя от так называемой «придворно-дворянской» или «классицистской» литературы, проследить становление идеи произведения (литературного).

Раздел между «литературами» симптоматичен, он указывает на конфликт между двумя доминирующими формами мимесиса (а шире, между двумя видениями мира)... Мы должны ответить на вопрос, почему мы что-то не узнаем и что-то не понимаем, что-то отвергаем, почему произведение непереводимо на язык другого времени и других произведений... Почему автор нам не в силах больше помочь, и как сделать авторское бессилие единственной возможностью доступа к смысловым ресурсам произведения...

Опыт и чувственное в культуре современности
Раздел: Философия

Философско-антропологические аспекты.

В сборнике статей молодые исследователи и аспиранты сектора аналитической антропологии, возглавляемого В.А. Подорогой, обращаются к анализу антропологического измерения некоторых философских концепций, сложившихся в XIX — XX вв., и одновременно — к рассмотрению формировавшихся в тоже время социальных и художественных практик.

Общей задачей представленных в сборнике работ является не только указать на формообразующую роль, которую играют такие антропологические понятия как «событие», «длительность», «аффект», «безумие», «ужас», «болезнь», «чтение», «сообщество» в рассматриваемых концепциях, то есть установить связь между мышлением и понятием, но и продемонстрировать укорененность этих понятий в конкретном антропологическом опыте, — то есть, таким образом, проанализировать связь между мышлением и опытом.

Статьи о Фуко, Деррида, Прусте, Беньямине, Э. По, Ницше, Бергсоне, Ж. Батае и др.

Феноменология тела
Раздел: Философия

Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов.

Название этой книги вдвойне обманчиво. Может показаться, что речь идет о феноменологии тела. Подорога В.А действительно посвящает отдельную главу своей книги Э. Гуссерлю и М. Мерло-Понти, двум мыслителям, которые, собственно и сделали проблему тела философской (феноменологической) проблемой.

Однако интерпретация этих двух мыслителей крайне избирательна: автор отталкивается от двух-трех известных фрагментов из их трудов, с тем, чтобы подкрепить собственное повествование. Термин «философская антропология» в заголовке также обманчив. Из этой традиции взят только К. Леви-Стросс, обыкновенно упоминаемый в разделе философской антропологии. Возможно, дело в том, что уже в 90-х гг. Подорога работает над своей концепцией антропологии, которую он позднее назовет «аналитической». В книге много картинок, схем, графиков.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться