koob.ru

Радуль-Затуловский Я.Б.. Книги онлайн

Радуль-Затуловский Я.Б.

Радуль-Затуловский Яков Борисович (1903—1987) — советский востоковед, специалист по истории японской и китайской философии, в частности, распространения конфуцианства в Японии (единственная работа на русском языке) и японской материалистической мысли. Кандидат философских наук, доктор исторических наук, профессор.

Происходил из рабочей семьи. С 1918 года вступил в Красную армию, давал уроки грамоты в Киевском полку связи. В 1920 году организовал школу при Фастовском райкоме комсомола, где и преподавал. В 1921–1925 годах работал в политшколе ЧК (ОГПУ), в 1924 году поступил на факультет права Киевского института народного хозяйства. На втором курсе заинтересовался китайской и японской философией, начал самостоятельное изучение китайского языка, получая пособия и книги из Дальневосточного университета.

В 1928 году окончил высшее образование, работал профессором философии в киевских сельскохозяйственном и кооперативном институтах. В 1930 году добился направления на учёбу в Московский институт востоковедения, где был зачислен в аспирантуру при японской кафедре. В 1931 году перевёлся в Ленинград в ИВ АН СССР, где был вынужден вновь сдать экзамены. Работал под руководством Н. И. Конрада и Н. А. Невского. Аспирантуру окончил в 1936 году, в это же время преподавал диамат по кафедре философии АН СССР. 4 декабря 1936 года защитил диссертацию «Учение Конфуция в современной японской философии» на соискание степени кандидата философских наук. Зачислен в штат Института востоковедения, в 1937 году начал чтение курсов по истории китайской и японской философии на Восточном факультете ЛГУ.

В 1930-х участвовал в кампании, направленной против издания книг международной серии «Bibliotheca Buddhica». Заявлял, что «продолжение издания серии „Библиотека Буддика“ в настоящем её виде дело политически вредное. Обслуживать буддистов теологическими текстами <…> не к лицу Академии наук СССР» и делал вывод: «издание „Библиотека Буддика“ прекратить». Во время проработок 1938 года резко выразился о работах В. М. Алексеева.

В 1938 году на Всесоюзном конкурсе работ молодых учёных, Я. Радуль-Затуловский получил первую премию за статью «Образцы фашистской модификации конфуцианства». В августе 1941 году с частью штата Института востоковедения был эвакуирован в Ташкент (к тому времени он был признан инвалидом 2-й группы). Был зачислен научным сотрудником Узбекского филиала АН СССР, заведовал японо-корейским кабинетом, преподавал аспирантам и сотрудникам филиала диамат и историю философии. 4 июля 1942 года защитил диссертацию «История материалистических идей в Японии в XVII–XIX вв.» на степень доктора исторических наук. В 1945 году вернулся в Ленинград, работал совместителем в Публичной библиотеке. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

С 1946 года возобновил работу на Восточном факультете, в 1947 году присвоено звание профессора. Выход в свет труда «Конфуцианство и его распространение в Японии» вызвал разгромную критику Г. Ф. Александрова на страницах журнала «Вопросы философии» в 1948 году.

15 июня 1953 года учёный попытался обратиться к Н. С. Хрущёву с просьбой содействовать восстановлению в штате ИВ АН СССР. Письмо сохранилось в Архиве академии наук, однако реакции на него не последовало.

В 1948 и 1949 годах Яков Борисович временно работал в Публичной библиотеке, в 1950 году переведён в штат. После создания Отдела литературы на языках народов Востока, Радуль-Затуловский стал его первым заведующим (1952). В 1956 году принят в штат Института философии АН СССР (Ленинградский сектор) в отдел философской мысли народов Востока. В 1960—1970-х годах писал статьи для «Философской энциклопедии», в 1972 году опубликовал работу «Из истории материалистических идей в Японии в XVII — первой половине XIX в.», которая была переведена на японский язык и дважды переиздавалась в Японии. В последние годы жизни занимался японским буддизмом.

Книги (3)

Андо Сёэки: философ-материалист XVIII века
Раздел библиотеки: Философия

Книга посвящена выдающемуся мыслителю периода Токугава Андо Сёэки (1703-1762). После его смерти имя философа было предано забвению, в XX веке внимание к его фигуре привлек японовед Г.Норман. В своих работах Андо Сёэки подверг уничтожающей критике сословное неравенство, конфуцианство и религию. Можно ли называть Андо Сёэки вслед за Радуль-Затуловским материалистом, пусть решает читатель.

Возможно, пришло время по-новому взглянуть на «белую ворону» общественной мысли периода Токугава — Андо Сёэки.

Из истории материалистических идей в Японии в XVII — первой половине XIX в.
Раздел библиотеки: История

В книге на основе первоисточников дается анализ мировоззрения крупнейших японских мыслителей нового времени и показывается зарождение материалистической и атеистической мысли.

Книга рассчитана на востоковедов, специалистов по истории идеологии, аспирантов и студентов.

Конфуцианство и его распространение в Японии
Раздел библиотеки: Религии мира

Вниманию читателей предлагается работа известного советского историка философии Востока Я. Б. Радуль-Затуловского (1903-1987), ставшая одной из первых в мировой литературе обстоятельных монографий, посвященных конфуцианству и его распространению в Японии.

Автор описывает проникновение конфуцианства в Японию, исследует его взаимоотношение с синтоизмом и буддизмом, роль в общественно-политической жизни страны; характеризует различные этапы распространения конфуцианства, школы сторонников этого учения.

В работе анализируется широкий круг материалов: первоисточников, относящихся к различным историческим периодам, комментариев на них и дальнейших комментариев на эти последние, а также исследований, посвященных специальным и отдельным проблемам, равно как и обобщающих трактатов, книг и статей.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться