koob.ru

Религии и тайные учения Востока

Автор книги: Рамачарака | Раздел библиотеки: Индия
Индия – страна Ганга, родина санскрита, коренного языка мира, мать всех религий и всей философии мира.В Индии возникли все словесные символы, которые сделали возможным серьезное мышление и выражение глубоких мыслей, недоступных для обыкновенной речи. От мыслителей и учителей Индии пришли к нам коренные идеи, из которых выросли все религии и философские системы. Все философские понятия и религиозные истины, которые одушевляли и вдохновляли людей в течение тысячелетий известной нам истории, можно проследить до их источника, берущего свое начало в Индии...

Комментарии читателей

Димасик / 23.02.2022О чем книга?

Книга представляет собой попытку описания восточных учений в их единстве. Да, автор явно взял на вооружение слова из Брахмабинду Упанишады: "Коровы [бывают] разных цветов, молоко же – одного цвета; [Высшее] знание подобно молоку, а [все] наделенные признаками – как коровы", - и опираясь на него, описал санкхью, йогу, веданту, буддизм, суфизм и ряд других учений, таких как ньяя и джайнизм, которые ему показались не столь значительными, чтобы посвятить им отдельную главу. Кроме этого в книге отводятся отдельные главы посвященные религиозным течениям Индии и чудесам факиров.

Насколько удачно все получилось?

Давайте взглянем на факты. Книга написана в 1908 году. Под псевдонимом йога Рамачарака скрывается... чикагский адвокат Уильям Уокер Аткинсон, который объявляет себя приверженцем "эклектической школы индийской философии", которая "изучая всех индийских учителей" "берет свое там, где находит его" и, которая, к слову сказать, не упоминается ни Сунити Чаттерджи, ни Раджакришнаном, чьи пособия по индийской философии входя в must read всякого, кто хочет ознакомиться с предметом.

Также автор не стесняется заявлять такое! ТАКОЕ! Впрочем смотрите сами:

1. "Из индийских источников вышли все языки мира, на которых люди выражали и выражают свои мысли. В Индии возникли все словесные символы, которые сделали возможным серьезное мышление и выражение глубоких мыслей, недоступных для обыкновенной речи. От мыслителей и учителей Индии пришли к нам коренные идеи, из которых выросли все религии и философские системы. Все философские понятия и религиозные истины, которые одушевляли и вдохновляли людей в течение тысячелетий известной нам истории, можно проследить до их источника, берущего свое начало в Индии. Сотни столетий глубокого мышления о тайнах существования служат как бы закваской для мышления всего мира".

2. "Откуда арийцы пришли, историки не могут решить окончательно, но легенды указывают, что пришли они из какой-то неизвестной страны на севере. Некоторые предполагают, что они пришли из страны северного полюса, где раньше были совсем другие климатические условия, чем теперь; другие же думают, что это были остатки великого народа, родной край которого был разрушен в силу геологических катаклизмов. Действительно, некоторые древние легенды рассказывают, что арийцы были потомками жителей бывшего континента Лемурии, который, согласно этим легендам, был расположен на месте теперешнего Тихого океана и частей Индийского океана и включал в себя земли и острова, относящиеся теперь к Австралии и к Полинезии. Эти земли и острова на самом деле представляют собою остатки бывшего континента, его самые высокие пункты; более низкие места его погибли под водой. Легенды утверждают, что перед этим великим переворотом, разрушившим страну и уничтожившим обитателей Лемурии, состоялось переселение больших масс лемурийцев, под руководством их религиозных вождей, предсказавших грядущее разрушение страны. Эти переселенцы и их потомки спаслись на некоторых высших точках отдаленных северных частей страны, которые во время переворота превратились в острова. Оставаясь на этих островах в течение целых столетий, они затем эмигрировали на материк новой страны, поднявшейся из моря к югу от них, которая теперь известна под именем Индии".

3. "Индия это громадный спящий слон, его сторожит мальчик в красной одежде с хлыстом в руках. Когда-нибудь ночью слон повернется на мальчика, и не станет сторожа и бесполезен будет хлыст". Верно это или нет, для нас интересен тот факт, что в настоящее время поддерживается превосходная система телепатического распространения новостей из одной части Индии в другую, и участники "подпольного движения" в различных местностях превосходно осведомлены о каждом шаге революционеров в другой части страны. Утром в каком-нибудь большом городе все будет идти обычным порядком, а после полудня где-нибудь на базарах англичане вдруг заметят общее возбуждение среди туземцев. Странные взгляды, бросаемые на европейцев, насмешливые улыбки и многозначительные переглядывания, которыми обмениваются туземцы, дадут понять, что, очевидно, получена какая-то новость, – весть о выигранном революционерами шаге. И единственный путь, которым новость распространится с такой быстротой – это путь телепатии".

В общем, книга рассказывает не столько о том, что из себя представляют религии и тайные учения Востока, сколько является образчиком того, как европейские оккультисты открывали Восток для и себя и своих читателей.

И вопреки всему изложенному у книги много достоинств

В первую очередь, приятный слог и интересное повествование, которое даже явно мракобесные тезисы преподносят как всего лишь одну из версий или мыслей автора, которые он никому не навязывает.

Также нельзя не отметить, что книга позволяет составить ментальную карту индийской философии, с которой удобно работать: добавлять новые сведения, редактировать старые, устранять неточности и преодолевать выученные ошибки.

Большая часть информации скорее верна, чем ошибочна. Конечно, я еще не прочитал достаточно книг, чтобы заявлять это с полной уверенностью, но каких-то прям ярых расхождений с известной мне информацией, я не нашел. Я склоняюсь к мысли, что разные школы описаны с разной степенью достоверности. Так, например, адвайта-веданта описана достаточно точно, а вот описание буддизма явно представляет собой взгляд не отражающий всю полноту данного учения.

Чего в книге нет?

Думаю, об этом стоит сказать отдельно, потому что, на мой взгляд, такие моменты нельзя классифицировать ни как достоинства, ни как недостатки.

- В книге нет Китая, Японии, православия (ну, вообще-то тоже восточной религией считается), а из ислама представлен только суфизм;

- отсутствует исторический подход - учения всех времен представлены в едином "сейчас" без учета времени их возникновения;

- не описывается конкуренция и взаимопроникновение идей;

Что мы имеем в итоге?

В итоге мы имеем интересную книгу представляющую образчик того, как европейские оккультисты 19-20 века открывали для себя философию Индии и смежные с ней учения. Книга содержит устаревшие сведения, ошибки, тенденциозна и имеет значительные пропуски по предмету. Она абсолютно не подходит тем, кто хочет прочитать одну-две книги по теме для того, чтобы составить себе общее представление об указанном выше предмете. Она категорически не рекомендуется тем, кто только начинает знакомство с учениями индийских философов.

Книга рекомендуется только тем, кто поставил себе цель - более-менее систематическое изучение данной темы, а также тем, кому интересно то, как европейцы открывали для себя духовные ценности Востока.
Добавить отзыв о книге
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться