koob.ru

Ремизов А.М.. Книги онлайн

Ремизов А.М.

Алексей Михайлович Ремизов (24 июня (6 июля) 1877, Москва — 26 ноября 1957, Париж) — русский писатель, художник, каллиграф. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе.

В 1895 году Алексей Ремизов окончил Московское Александровское коммерческое училище и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Студентом был по ошибке арестован за сопротивление полиции во время демонстрации и на 6 лет сослан на север России (Пенза, Вологда, Усть-Сысольск).

В пензенской ссылке Ремизов познакомился с Вс.Э. Мейерхольдом, который стал его другом на всю жизнь. Ремизов впервые познакомил Мейерхольда с Марксом, Каутским, Плехановым, с популярной в те годы «Историей французской революции» Минье.

Попав в ссылку в 1901 году в г. Усть-Сысольск, Вологодской губернии познакомился с искровцем Ф. И. Щеколдиным, который взял его под своё покровительство. В 1903 женился на С. П. Ремизовой-Довгелло.

Вернувшись из ссылки в 1905 году в Санкт-Петербург, Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье», «Николины притчи»), роман («Пруд») и повести («Часы», «Пятая язва»), драматургические произведения в духе средневековых мистерий («Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан».

В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петрограде, хотя политически был настроен антибольшевистски (сам он был близок к кругам эсеров). Летом 1921 года Ремизов выехал на лечение в Германию — «временно», как верил писатель, однако вернуться обратно ему было не суждено.

В ноябре 1923 года Ремизов переехал, в связи с экономическим кризисом, из Берлина в Париж, в котором провёл всю свою оставшуюся жизнь. В эмиграции Ремизов продолжал много писать.

В конце жизни получил советское гражданство.

Ремизов А.М. на видео

Книги (15)

Том 1. Пруд

В 1-й том Собрания сочинений одного из наиболее значимых и оригинальных мастеров русского авангарда XX века Алексея Ремизова (1877–1957) вошли две редакции первого значительного произведения писателя — романа «Пруд» (1908, 1911) и публикуемое впервые предисловие к последней неизданной редакции романа (1925).

Том 2. Докука и балагурье

Во 2-й том Собрания сочинений А.М. Ремизова «Докука и балагурье» включены основные сборники и циклы его сказок. Для Ремизова мир сказки — отражение народного миросозерцания.

Открывает том сборник «Посолонь», где по ходу солнца сменяются времена года, а вместе с ними — фольклорные обряды, сохранившиеся в сказках, загадках, считалках и детских играх. Разные грани народного взгляда на мир отражены в сборниках «Русские женщины», «Докука и балагурье» и др.

Ремизова по праву считали лучшим сказочником начала XX века. Его сказки высоко ценили А. Блок, М. Волошин, Андрей Белый и другие писатели Серебряного века.

Том 3. Оказион

В 3-м томе Собрания сочинений А.М. Ремизова представлены произведения малой формы, созданные в России в 1896–1921 гг.

Объединенные автором в циклы реалистические рассказы образуют целостную литературную автобиографию, в которой отразились хроника русской жизни и сейсмология народных умонастроений первых двух десятилетий XX в.

Том 4. Плачужная канава

В 4-й том Собрания сочинений А.М. Ремизова вошли повести и романы доэмигрантского периода творчества писателя: «Часы», «Крестовые сестры», «Пятая язва», «Плачужная канава», в которых представлены одновременно и реальные, и фантасмагорические картины жизни России начала XX в.

Стилевые особенности прозы модерна соединены в них с традициями русской классической литературы. Роман «Плачужная канава» (1914–1918) впервые публикуется как целостное произведение по наборной рукописи из архива Ремизова.

Том 5. Взвихрённая Русь

Пятый том Собрания сочинений А.М. Ремизова содержит произведения, посвященные эпохе революции 1917 г.

В нем впервые объединены ремизовские сатира и публицистика тех лет, роман-хроника «Взвихренная Русь», а также документы из российских и зарубежных архивов, в том числе «Дневник 1917–1921 гг.».

Том 6. Лимонарь

В настоящий том Собрания сочинений А. М. Ремизова вошли его книги, основанные на народных легендах, апокрифах, повестях и других произведениях древнерусской литературы.

С начала XX в. писатель поставил целью раскрыть современному читателю мир народной христианской культуры — неисчерпаемой сокровищницы религиозных и философских идей, нравственных и эстетических ценностей. В издание включены и известные сборники ремизовских переработок древних литературных и фольклорных текстов («Лимонарь», «Николкны притчи»), и забытые («Трава-мурава»). Впервые целиком публикуется его последний цикл «Легенды в веках» (1947–1957). Также впервые в России издастся книга-эссе «Образ Николая Чудотворца».

Том 7. Ахру

В настоящем томе Собрания сочинений А.М. Ремизова представлены произведения, написанные в эмиграции.

Все они отмечены существенными изменениями творческого метода писателя: новаторскими приемами в жанре мемуаристики («Ахру. Повесть петербургская», «Кукха. Розановы письма»), оригинальной интерпретацией русской классической литературы («Огонь вещей. Сны и предсонье»), а также развитием темы сновидений, ведущей начало с конца 1900-х гг. («Мартын Задска. Сонник»).

Том 8. Подстриженными глазами. Иверень

В настоящий том Собрания сочинений А.М. Ремизова вошли его книги «Подстриженными глазами» и «Иверень», созданные в эмиграции в 1930-1940-е гг.

Это произведения особого синтетического жанра, соединившего в себе черты романа, сказки и литературных мемуаров. В книге «Подстриженными глазами» рассказывается о детстве и юности Ремизова, колоритные картины московского купеческого быта конца XIX в. чередуются с фантастическими историями, размышлениями о судьбах русской литературы. «Иверень» посвящен годам юности писателя, когда он был увлечен идеями революционного переустройства мира, и одновременно — это рассказ о начале его литературного пути, о жизни литературной богемы.

Книга «Иверень» впервые издается в России.

Том 9. Учитель музыки

В 9-й том Собрания сочинений А.М. Ремизова входит одно из последних значительных произведений эмигрантского периода творчества писателя — «стоглавая повесть», «каторжная идиллия» «Учитель музыки».

Это очередной жанровый эксперимент Ремизова. Используя необычную форму, он развертывает перед читателем панораму жизни русского Парижа 1920-1930-х гг. В книге даны яркие портреты представителей духовной элиты эмиграции первой волны (Н. Бердяева, Льва Шестова, И. Ильина, П. Сувчинского и др.), гротесково представлены перипетии литературных полемик известных периодических изданий Русского зарубежья. Описания реальной жизни автора и его окружения перемежаются изображением мира легенд и сказок.

Книга «Учитель музыки» впервые публикуется в России по наборной рукописи парижского архива Ремизова.

Том 10. Петербургский буерак

В десятый том Собрания сочинений А. М. Ремизова вошли последние крупные произведения эмигрантского периода творчества писателя — «Мышкина дудочка» и «Петербургский буерак».

В них представлена яркая и во многом универсальная картина художественной жизни периода Серебряного века и первой волны русской эмиграции. Писатель вспоминает о В. Розанове, С. Дягилеве, В. Мейерхольде, К. Сомове, В. Коммиссаржевской, Н. Евреинове, А. Аверченко, И. Шмелеве, И. Анненском и др. «Мышкина дудочка» впервые печатается в России. «Петербургский буерак» в авторской редакции впервые публикуется по архивным источникам.

Том 11. Зга (дополнительный том)

Книга «Зга» (Одиннадцатый том Собрания сочинений А.М. Ремизова) включает повести «Неуемный бубен», «Странница», «По карнизам», циклы рассказов «Зга», «Шумы города», произведения экспериментальных жанров «О судьбе огненной», «Электрон» и др.

Мифология, фантастика и эсхатология сочетаются в них с изображением роковых катаклизмов русской истории и с историософскими размышлениями о судьбе России. Большинство текстов научно издается впервые после первой публикации в начале XX в.

Том 12. Русалия (дополнительный том)

Книга «Русалия» (Двенадцатый том Собрания сочинений А.М. Ремизова) включает в себя драматические произведения: «Бесовское действо», «Трагедия о Иуде принце Искариотском», «Действо о Георгии Храбром», «Царь Максимилиан», «Русалия»; книгу о театре «Крашенные рыла»; переводы пьес М. Метерлинка, Г. фон Гофмансталя, А. Жида и др. Наследие Ремизова ярко представляет эпатажные эксперименты русского театра начала XX в. Все тексты научно переиздаются впервые.

Часть запрещенных пьес обнаружена в архиве «Драматической цензуры».

Том 13. Россия в письменах (дополнительный том)

Книга «Россия в письменах» (13 том Собрания сочинений А.М. Ремизова) включает в себя созданные в годы эмиграции и не переиздававшиеся с тех пор произведения экспериментальных жанров («Россия в письменах. Том I», «Три серпа. Том I и II», «Пляшущий демон»).

В них сквозь призму старинных грамот, сказаний, легенд предстает калейдоскоп событий русской истории XI—ХХвв.: строительство храма Св. Софии; поджог типографии Ивана Федорова; театральные эксперименты петербургских символистов; катаклизмы революции 1917 г.; блистательные премьеры Сержа Лифаря в парижской Опера и мн. др. Также впервые публикуется оставшийся в рукописи второй том «России в письменах».

Том 14. Звезда надзвездная (дополнительный том)

Книга «Звезда надзвездная» (Четырнадцатый том Собрания сочинений А.М. Ремизова) включает в себя первую полную публикацию оставшихся в архиве писателя книг 1930-х гг. «Русские легенды» и «Мерлог».

Эти книги — результат многолетнего труда Ремизова по раскрытию богатств наследия древнерусской культуры, итог раздумий о художественной природе творчества.

В 14-й том также включен сборник сказок, легенд, притч «Павлиньим пером» (1955–1957) и «творчество по материалу» — ремизовское переложение воспоминаний известного французского медиевиста Пьера Паскаля «По следам протопопа Аввакума в СССР».

Том 15. В розовом блеске (дополнительный том)

Книга «В розовом блеске» (Пятнадцатый том Собрания сочинений А.М. Ремизова) включает в себя первую полную научную публикацию романов «Оля» (1927) и «В розовом блеске» (1952).

Биографическая основа книг — история жизни жены писателя — С.П. Ремизовой-Довгелло. Их содержание — широкая панорама жизни русской провинции и Петербурга конца XIX — начала XX в. и русского Парижа 1920-х — 1940-х гг. Том дополнен публикацией сохранившегося в архиве рассказа «Наташа.1904—1943: Новый человек» — редкого прецедента отображения Ремизовым реалий Советской России.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться