
Традиция как синтезирующий механизм культуры. «Феномен двойников»: исходный текст, принадлежащий еретической, клерикальной или куртуазной традиции, обретает в недрах народно смеховой культуры свою комическую версию.
Сектантский катехизис, известный по свидетельству Ноткера из Сент-Галлена, находит её в скабрезных прениях, шванках и фастнахтшпилях о Соломоне и Морольфе.
Южнодатское сказание об уходе монаха-цистерцианца из родной обители пародируется нижненемецким «Братом Рашем».
Этот последний напоминает «Клязинскую челобитную». Северогерманские рецензии «Миракля о Теофиле» обыграны майнцкой «Игрой о госпоже Ютте» Дитриха Штернберга, а куртуазный роман — комической эпопеей о шуте-менестреле Нейдгарде Лисе и «Кольцом» Виттенвайлера.
Перечень примеров может быть продолжен. Ему принадлежит и верхненемецкая традиция театральных пьес об Антихристе.