koob.ru

Рождественский Г.Н.. Книги онлайн

Рождественский Г.Н.

Геннадий Николаевич Рождественский (4.05.1931, Москва — 16.06.2018, Москва) — советский и российский дирижёр, пианист, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, писатель.

Герой Социалистического Труда (1990). Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970) и Государственной премии РФ (1995). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Музыкальное образование получил в Музыкальной школе имени Гнесиных у Е.Ф. Гнесиной и в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П.И. Чайковского по классу фортепиано.

В 1949 году поступил в Московскую консерваторию, в класс фортепиано Л.Н. Оборина и оперно-симфонического дирижирования, где профессором был его отец Н.П. Аносов.

В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году — аспирантуру.  Дебют в качестве дирижёра состоялся в 1951 году: в Большом театре под его управлением был исполнен балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». 

Более полувека руководил советскими, российскими и зарубежными музыкальными коллективами: 1951 — 1961 — Симфонический оркестр Большого театра (с 1954 года — ассистент главного дирижёра, балетный дирижёр); 1961 — 1974 — Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского) (главный дирижёр и художественный руководитель);

1965 — 1970 — Симфонический оркестр Большого театра (главный дирижёр); 1974 — 1985 — Оркестр Московского камерного музыкального театра (музыкальный руководитель); 1974 — 1977 — Королевский Стокгольмский филармонический оркестр (дирижёр и художественный руководитель);

1978 — 1981 — Симфонический оркестр Би-би-си (главный дирижёр); 1978 — 1982 — Симфонический оркестр Большого театра (оперный дирижёр); 1980 — 1982 — Венский симфонический оркестр (главный дирижёр); 1981 — 1992 — Симфонический оркестр Министерства культуры СССР (ныне Государственная академическая симфоническая капелла России) (главный дирижёр);

1991 — 1995 — Королевский Стокгольмский филармонический оркестр (главный дирижёр); 2000 — 2001 — Симфонический оркестр Большого театра (главный дирижёр); с 2011 — Исландский симфонический оркестр (приглашённый дирижёр); с 2011 — Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии (главный приглашённый дирижёр).

Кроме того, в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда, Токио (был почётным дирижёром оркестра «Иомиури») и другими коллективами.

В 1983 году Метрополитен-опера решила пригласить Рождественского открыть новый сезон оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин», однако советские чиновники не сочли нужным даже сообщить дирижёру об этом.

В сезоне 2000 — 2001 годов — главный дирижёр и генеральный художественный директор Большого театра. С 1 сентября 2012 года — музыкальный руководитель Московского государственного академического камерного музыкального театра им. Б. Покровского.

Вёл активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 года — преподаватель на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 — профессор, с 2001 — заведующий кафедрой.

Среди учеников — В. Понькин, В. Полянский, В. Кожин, Т. Зангиев, В. Урюпин, А. Кашаев, М. Емельянычев, А. Шабуров, С. Кондрашов, К. Хватынец, Т. Абдрашев. 

Под руководством Рождественского оркестр Большого театра сыграл около 40 опер и балетов, в том числе премьеры: балеты «Конёк-горбунок» Р.К. Щедрина (1960), «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе в оркестровке Р.К. Щедрина (1967), «Спартак» А.И. Хачатуряна (1968), Щелкунчик П.И. Чайковского (1966), оперы «Человеческий голос» Ф. Пуленка, мировая премьера первой редакции оперы С.С. Прокофьева «Игрок» (2001).

Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева, «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Золушка» С.С. Прокофьева, «Сказ о каменном цветке» С.С. Прокофьева; участвовал в постановках ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Д.Д. Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» С.С. Прокофьева (1982).

Вёл активную гастрольную деятельность, в частности, ещё в 1956 году руководил оркестром Большого театра на гастролях в Лондоне, а в 1971 году дирижировал Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии в трёх «Променад-концертах» в Королевском Альберт-холле.

Выступая со многими ведущими оркестрами мира, исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 — впервые в мире.

Помимо сочинений современных авторов, исполнял и классический оркестровый репертуар, а также возрождал забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся в течение многих лет. 

Г.Н. Рождественский — автор книг: «Дирижерская аппликатура» (М., 1974), «Мысли о музыке» (М., «Советский композитор», 1975), «Преамбулы» (М., «Советский композитор», 1989), «Треугольники» ((М., «Слово», 2001), «Мозаика» (М., «Московская консерватория», 2010).

Рождественский Г.Н. на видео

Книги (2)

Дирижёрская аппликатура
Раздел библиотеки: Музыка

В своей книге Рождественский Геннадий Николаевич ставит перед собой совершенно определённую цель — ознако­мить читателя (и в первую очередь молодого дирижёра) с не­которыми соображениями, касающимися одной из чрезвычайно существенных сторон искусства дирижирования — ощущения темпа и пульса и их взаимодействия.

Аргументируя те или иные положения, он отталкивается только от своего исполнитель­ского опыта, поэтому в книге идёт речь о тех сочинениях, кото­рыми он неоднократно дирижировал, а большую часть из них за­писал на пластинки.

В известной степени образцом для его книги послужили замечательные работы Феликса Вейнгартнера об исполнении классических симфоний, который (в минимальной степени занимаясь на страницах своих исследований такими ас­пектами исполнительства, как образное мышление, попытки про­никновения в тайны авторского замысла и т.д.), концентрирует внимание читателя на совершенно конкретных мотивах — ин­струментальные ретуши и (в значительно меньшей степени) во­просы темпа в связи с авторскими метрономными обозначе­ниями.

Лишь в редчайших случаях у Вейнгартнера можно столк­нуться с такими литературными отступлениями, как «лучистая юность, радостная задушевность и несокрушимая сила — вот её основные черты» (имеется в виду Вторая симфония Бетхо­вена).

Книга будет наиболее полезной для желающего овладеть этой сложной профессией.

Преамбулы
Раздел библиотеки: Музыка

В книге собраны пояснения Г. Рождественского, с которыми он выступает в своих концертах, начиная с 1974 года.

Написанные ярко и образно, эти материалы раскрывают огромную эрудицию их автора, обладающего незаурядным талантом популяризатора высоких художественных ценностей, а вместе с тем — учёного, «реставратора», воскрешающего к жизни незаслуженно забытые сочинения, редактора многих партитур и страстного пропагандиста всего ценного и прогрессивного в современном музыкальном искусстве.

Преамбулы вносят в творческий облик Г. Рождественского новые черты, представляя его читателям как мастера художественного слова. Для широкого круга любителей музыки и профессионалов.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться