koob.ru

Рубинштейн М.М.. Книги онлайн

Рубинштейн М.М.

Моисей Матвеевич Рубинштейн (15 (27) июня 1878, с. Захарово, Верхнеудинский уезд, Забайкальская область — 3 апреля 1953, Москва) — русский и советский психолог, педагог и философ.

Организатор и первый ректор Иркутского государственного университета. Занимался вопросами теории личности, социальной психологии, педагогической психологии, психологии юношества, отстаивал принцип взаимодействия семьи со школой.

Учился в Верхнеудинском уездном училище и Иркутской губернской гимназии, которую окончил в 1899 году. Поступил в Казанский университет, но подав прошение, выехал на стажировку в Берлинский университет, а затем продолжил обучение на естественном отделении Фрейбургского университета. Окончил его в 1905 году; защитив докторскую диссертацию, получил учёную степень доктора философии magna cum laude и медаль. С 1906 работал в Берлине, Дрездене, Гейдельберге.

После возвращения в Россию, с 1909 года он стал преподавать в Москве на Высших женских курсах В. А. Полторацкой. В 1910 году М.М. Рубинштейн стал деканом педагогического отделения на московских педагогических курсах Д. И. Тихомирова.

В 1912 году, после сдачи магистерских экзаменов в Московском университете, Рубинштейн получил должность приват-доцента на кафедре философии. Также он стал действительным членом Московского психологического общества. В это время он сблизился с рядом учёных: А.Е. Крымским, Г.Г. Шпетом, А.С. Орловым, А.А. Фортунатовым, редактором журнала «Вопросы философии и психологии» Л.М. Лопатиным и многими другими.

В 1918–1919 годах М.М. Рубинштейн руководил открытым Временным Сибирским правительством в Иркутске Восточно-Сибирским университетом. Вскоре после установления в Иркутске советской власти, 27 января 1920 года он отказался от должности ректора и преподавательской деятельности в университете и организовал Восточно-Сибирский педагогический институт народного просвещения. В мае 1923 года Рубинштейн покинул Иркутск и возвратился в Москву.

В 1930-х годах он преподавал в МВТУ, МГПИ, Центральном институте физической культуры.

В 1941–1942 годах он преподавал в Красноярском педагогическом институте; в 1943–1951 годах он — профессор кафедры педагогики МГПИ.

Его сын — писатель Виктор Важдаев.

27 октября 2018 года, в честь 100-летия основания Иркутского государственного университета, у административного здания ИГУ был открыт памятник М.М. Рубинштейну.

Книги (2)

О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Том 1
Раздел библиотеки: Философия

Казалось бы, в последние годы все «забытые» имена отечественной философии триумфально или пусть даже без лишнего шума вернулись к широкой публике, заняли свое место в философском обиходе и завершили череду открытий-воскрешений в российской интеллектуальной истории.

Вероятно, это благополучие иллюзорно — ведь признание обрели прежде всего труды представителей религиозно-философских направлений, удобных в качестве готовой альтернативы выхолощено официозной диалектике марксистского толка, но столь же глобальных в притязаниях на утверждение собственной картины мира. При этом нередко упускаются из вида концепции, лишенные грандиозности претензий на разрешение последних тайн бытия, но концентрирующие внимание на методологии и старающиеся не уходить в стилизованное богословие или упиваться спасительной метафорикой, которая вроде бы избавляет от необходимости строго придерживаться собственно философских средств.

Этим как раз отличается подход М. Рубинштейна — человека удивительной судьбы, философа и педагога, который неизменно пытался ограничить круг исследования соразмерно познавательным средствам используемой дисциплины. Его теоретико-познавательные установки подразумевают отказ от претензии достигнуть абсолютного знания в рамках философского анализа, основанного на законах логики и рассчитанного на человеческий масштаб восприятия...

О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Том 2
Раздел библиотеки: Философия

Казалось бы, в последние годы все «забытые» имена отечественной философии триумфально или пусть даже без лишнего шума вернулись к широкой публике, заняли свое место в философском обиходе и завершили череду открытий-воскрешений в российской интеллектуальной истории.

Вероятно, это благополучие иллюзорно — ведь признание обрели прежде всего труды представителей религиозно-философских направлений, удобных в качестве готовой альтернативы выхолощено официозной диалектике марксистского толка, но столь же глобальных в притязаниях на утверждение собственной картины мира. При этом нередко упускаются из вида концепции, лишенные грандиозности претензий на разрешение последних тайн бытия, но концентрирующие внимание на методологии и старающиеся не уходить в стилизованное богословие или упиваться спасительной метафорикой, которая вроде бы избавляет от необходимости строго придерживаться собственно философских средств.

Этим как раз отличается подход М. Рубинштейна — человека удивительной судьбы, философа и педагога, который неизменно пытался ограничить круг исследования соразмерно познавательным средствам используемой дисциплины. Его теоретико-познавательные установки подразумевают отказ от претензии достигнуть абсолютного знания в рамках философского анализа, основанного на законах логики и рассчитанного на человеческий масштаб восприятия...

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться