koob.ru

Сальвадор Дали. Книги онлайн

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь (Salvador Domingo Felipe Jacinto Dali i Domenech, Marques de Dali y de Pubol; 11.05.1904, Фигерас, Каталония, Испания — 23.01.1989, там же) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель.

Один из самых известных представителей сюрреализма. Превосходный рисовальщик и живописец, Дали создавал похожие на кошмарные видения образы, которые сам называл «рисованными снимками сновидений».

Некоторые наиболее часто повторяющиеся образы, например часы, под лучами солнца теряющие форму, стали своего рода фирменным знаком Дали многоликий гений, с присущей ему чисто каталонской изменчивостью, Дали очень рано проявил себя как человек необычайно живого ума.

В 1920−1925 он испытал искушение писать в духе академизма (он получил образование в мадридской Академии художеств), голландского и испанского реализма, футуризма, кубизма и кубизирующего реализма послевоенного времени (Девушка у окна, 1925. Мадрид, Испанский музей современного искусства).

Его пристрастие к изображению подсознательного было инспирировано чтением Фрейда, и Дали серьёзно занялся в начале метафизической живописью.

Приезжая в Париж в 1927, а затем в 1928, он знакомится с Пикассо и Бретоном и с готовностью присоединяется к группе сюрреалистов, разрабатывавшей идеи, близкие его собственным, и, по словам Бретона, уже в 1929 полностью внедряется в неё.

В 1929 г. на выставке в гал. Геманс экспонировались его сюрреалистические произведения (Загадка желания. Моя мать, моя мать, моя мать, 1929, Цюрих, частное собрание), иллюстрирующие его теорию критической паранойи, изложенную в книге Видимая женщина (1920).

Речь идёт о продолжении традиции, берущей своё начало в творчестве Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Леонардо да Винчи (который сформулировал её в своем Трактате о живописи).

Затем, благодаря ташизму и фроттажам Макса Эрнста, Дали увлёкся изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями по поводу случайно избранных форм, имеющих какое либо значение или нет.

Отсюда — его картины, на которых, под видимостью тонкой оптической иллюзии, предметы растягиваются (мягкие часы), растворяются, разлагаются, превращаются в другие предметы; этой же идеей были вдохновлены иинтерпретации, подчас неприличные.

Он был ярым поклонником идей Фрейда, ещё в юности проштудировав его «Толкования сновидений» и возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг ещё полностью не освободился от образов бессознательного.

Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. Доверие к иррациональному, преклонение перед ним как перед источником творчества было у Дали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов.

«Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности».

Это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Считается и не без оснований, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником фрейдистских взглядов в искусстве ХХ века.

Далеко не чужды Дали были и идеи Ницше. Он читал и почитал Ф. Ницше, вёл с ним диалоги в своих картинах и своих писаниях.

В «Дневнике одного гения» неоднократно упоминается Ницше. Дали взял идеи сюрреализма и довёл их до крайности. В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий всё на своём пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты — всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности.

Музей Дали, инициатором создания которого был сам художник, открылся в 1974 в Фигерасе, его родном городе. В кливлендском музее с 1971 находится собрание Рейнольда Муза.

Крупная ретроспективная выставка художника проходила в 1979 − 1980 в парижском Нац. музее современного искусства, поэтому случаю на форуме у Центра Помпиду художник осуществил удивительную по широте замысла Героическую кермессу.

Произведения Дали представлены в европейских и американских музеях, например в Базеле, Лондоне, Глазго, Париже, Чикаго, Кливленде, Хартфорде, Нью-Йорке (музей Метрополитен, Музей современного искусства), Филадельфии, Вашингтоне.

Выставки Дали прошли в Москве в 1989 (Музей изобразительных искусствим. А.С. Пушкина) и в 1994 (Центральный дом художника).

Сальвадор Дали на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 41. Сальвадор Дали
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: Р. Кононенко.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 11 мая 1904 в небольшом каталонском городке Фигерасе на северо-востоке Испании, неподалёку от Барселоны.

Он был вторым ребёнком в семье дона Сальвадора Дали и доньи Фелипы Доменеч. Своё имя мальчик получил «в наследство» от старшего брата, умершего ещё до рождения будущего гения.

Долгие годы Сальвадору-младшему казалось, будто он замещает брата, и это очень тяготило его. Сам он писал позже: «Родившись, я встал на место обожаемого покойника, которого продолжали любить через меня. <...> Все мои последующие эксцентричные поступки, все мои непоследовательные выходки были трагической константой моей жизни: я должен был доказать самому себе, что я являюсь не моим умершим братом, но собой — живым».

С другой стороны, благодаря значению этого имени (Сальвадор в испанском означает «спаситель»), Дали всегда пребывал в уверенности, что ему суждено спасти искусство.

Детство Сальвадора прошло в родном Фигерасе, а когда он стал постарше, то дни летних каникул проводил в Кадакесе — другом городе Каталонии на берегу Средиземного моря.

Мальчик был фанатично привязан к этим местам и считал пейзаж Кадакеса прекраснейшим в мире. Любимые виды художник будет запечатлевать на многих своих картинах на протяжении всей жизни.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться