koob.ru

Щелкунов М.И.. Книги онлайн

Михаил Ильич Щелкунов (1884 — 1938) — русский советский журналист, книговед, полиграфист, историк книгопечатания.

Родился в семье заведующего типографией Бакинского губернского правления. Учился в церковно-приходской школе. Сдав экстерном экзамены сначала за 7 классов реального училища в Баку, а затем за 8-й класс гимназии, поступил в Петербургский университет.

Учился на филологическом факультете, через год перешёл на естественно-историческое отделение физико-математического факультета.

В связи с революционными событиями 1905 года вернулся домой, где начал сотрудничество с газетой «Баку» социал-демократического направления (работал корректором, затем писал статьи и стихи). Принимал участие в публикации «Известий Бакинского Совета Рабочих Депутатов».

В 1906 году стал библиотекарем Союза конторских и промысловых служащих, являвшегося центром бакинских социал-демократов, и одновременно избран председателем Бакинского объединения студенчества.

В 1907 году поступил на юридический факультет Киевского университета, выбран старостой курса, но в ноябре после студенческих волнений был отчислен и арестован вместе с другими старостами; вновь принят в университет в 1908 году. Вновь был исключён в 1910 году и стал сотрудником киевских газет «Южная копейка» (секретарь редакции) и «Киевская почта» (заведующий иностранным отделом, фельетонист). Затем, являясь ответственным редактором последней, неоднократно привлекался к суду: по приговору судебной палаты отбыл 1 месяц в одиночном заключении в Лукьяновской тюрьме по статье 129 (за возбуждение рабочих) Уголовного уложения. Затем, сотрудничая с издательством Л. М. Фиш, участвовал в составлении справочника «Весь Юго-Западный край».

В 1913 году, не имея свидетельства о благонадежности для проживания в Киеве, вынужден переехать в Москву, где принял предложение издательства С. М. Проппера стать коммерческим доверенным.

Вернувшись в Киев через год, поступил на юридический факультет и в 1917 году окончил его с золотой медалью.

После Февральской революции переехал в Москву, где был избран председателем Совета студенческих депутатов высших учебных заведений и членом Комитета общественных организаций от московского студенчества. Работал сотрудником и выпускающим газеты «Известия Московского Совета Рабочих Депутатов». Вступил в партию народных социалистов. Был секретарем юридических комиссий Московской городской думы.

В 1919 году стал заведующим технической частью Госиздата. В 1920 году после прекращения деятельности Книжной палаты в Петрограде участвовал в создании Российской книжной палаты, а с августа того года стал товарищем (заместителем) первого директора Российской книжной палаты Б. С. Боднарского.

В 1922–1924 годах входил в состав Комиссии по изучению искусства книги при Госиздате, в эти же годы читал курс истории и техники книгопечатания в Государственном институте журналистики.

Стал одним создателей Музея книги, который открылся 18 марта 1923 года как «большая постоянная выставка книжного искусства» при Государственном Румянцевском музее.

Лекции Щелкунова легли в основу его книги «Искусство книгопечатания в его историческом развитии» (1923), удостоенной премии Центральной комиссии по улучшению быта учёных. В 1926 году вышло переработанное и дополненное издание под названием «История, техника, искусство книгопечатания».

Заведовал типографией Государственного института журналистики (отстранён от руководства в 1929 году ректором Д. А. Розановым), а в 1931 году уволен из института за троцкистские взгляды.

Затем и до конца жизни работал старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института полиграфии.

В 1936 году под его руководством созданы первые советские газетные шрифты для строкоотливного набора — «Эксцельсиор» и «Мемфис».

Книги (2)

Искусство книгопечатания в его историческом развитии
Раздел библиотеки: Книговедение

Для автора настоящего труда — искусство книги не только искусство, равноценное живописи или скульптуре, но и более важное: оригиналом художника-живописца изредка любуется какой-нибудь капиталист, повесив картину у себя в зале, а печатная копия с картины становится доступной тысячам людей.

Задача искусства книги — воспроизведение в наиболее удобной форме, наиболее усовершенствованными способами, с наибольшим мастерством и в наибольшем числе экземпляров, соответственно потребностям рынка — произведений письменности, живописи и графики.

Издание 1923 г.

История, техника, искусство книгопечатания
Раздел библиотеки: Книговедение

В основу настоящего издания легло содержание ранее вышедшей книги «Искусство книгопечатания в его историческом развитии». Читатель увидит, что в этом издании автор обратил особое внимание на развитие и дополнение сведений о технике книги, а также ввел необходимые для многих работников книжного и типографского дела справочные материалы. При этих условиях заглавие по необходимости должно быть изменено, что и сделано; хотя и теперь оно не охватывает вполне содержания.

Вместе с тем автор обратил внимание на необходимость сделать практические выводы из исторического рассмотрения искусства и техники книгопечатания; эти практические выводы вылились в 64 правила искусства книги, построенные на материалистическом подходе автора ко всем вопросам, касающимся книжного дела.

Содержит 330 иллюстраций и приложений.

Издание 1926 г.

Добавить отзыв об авторе
Библиотека «Куб» Почта