koob.ru

Серов В.А.. Книги онлайн

Серов В.А.

Валентин Александрович Серов (7 [19].01.1865, Санкт-Петербург — 22.11 [5.12].1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств.

1873 год — стал учиться рисованию у немецкого гравёра Карла Кёппинга.

1874 год — с октября начал заниматься в Париже (на улице Верон) с И.Е. Репиным, который отмечал: «он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял иногда оставить её».

Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя — они вместе писали натурщиков и ходили на этюды.

В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств в класс Павла Чистякова. Молодой художник изучал «чистяковскую систему» строгого построения рисунка и вырабатывал собственные художественные взгляды.

Спустя пять лет обучения Валентин Серов бросил академию: он хотел работать самостоятельно. Позднее художник писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного Чистякова».

Серов часто гостил в Абрамцеве — подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Здесь он написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой — знаменитое полотно «Девочка с персиками». Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца.

Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещённая солнцем». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.

«Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришло признание критиков и публики.

Живописную манеру художника и смешение жанров — портрета, пейзажа и интерьера — особенно высоко оценили импрессионисты.

В этот период Серов рисовал портреты деятелей искусства — итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова и композитора Николая Римского-Корсакова.

В 1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр III с семьёй» — в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Так началась целая серия портретов императорской семьи.

Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов и некоторые другие художники вышли из его состава. В 1898 году появилось новое объединение художников — «Мир искусства», в эту группу вошел и Серов.

В конце XIX века Серов увлекся чёрно-белым рисунком. Он иллюстрировал басни Крылова — изучал повадки волков, лисиц, ворон. Валентин Серов с детства любил животных, они были частыми героями его полотен.

После смерти Павла Третьякова, Серова избрали членом совета Третьяковской галереи — он оставался им до конца жизни.

С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества — руководил натурной мастерской. Многие художники, среди которых — Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян — считали Серова своим главным учителем и наставником.

В 1910-е годы Валентин Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах. Он написал портрет Дягилева, афишу балета  воздушной Анной Павловой и полотно с Идой Рубинштейн.

Серов В.А. на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 11. Валентин Александрович Серов
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: В. Баева.

Валентин Александрович Серов по праву считается одним из ярчайших русских живописцев, графиков и портретистов Серебряного века.

Художник уникального дарования и столь же уникально разносторонний, он блестяще владел всеми живописными техниками и обладал почти фотографическим зрением.

Острый глаз и точная рука позволяли Серову моментально схватывать цвет, форму, настроение натуры и передавать их с изумительной достоверностью.

Вся жизнь художника проходила в непрерывном поиске новых направлений и решений в изобразительном искусстве.

Он не желал повторять удачно найденных приёмов и способов, всегда стремился ко всему новому и ещё не опробованному.

При этом Серов, как никто другой, радел за сохранение самого лучшего, что было в старых школах живописи или у старых мастеров.

Разнообразие его творческих амплуа простирается от художника сельских идиллий до великосветского портретиста; он работал в разных техниках: от графических чёрно-белых портретов углём до сложных печатных эстампов литографии и офорта.

Многогранность техники живописи включает в себя всё существовавшие в то время виды красок.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться