
Для современного этапа развития науки характерно увеличение удельного веса и значения дисциплин — их можно было бы назвать «методологическими» в широком значении этого слова, — предметом изучения которых является не сам по себе «вещный» мир, а процесс взаимодействия с ним человека.
Важнейшее место в этой сфере научного исследования занимают дисциплины, рассматривающие: 1) способы получения и использования знания, 2) его организацию и строение, 3) способы хранения и, наконец, 4) передачу его другим людям, в частности, подрастающим поколениям, и способы усвоения или овладения им.
Указанные дисциплины всегда имели важное значение в системе науки, но в последнее время их роль неизмеримо возросла, и не будет по-видимому преувеличением, если мы скажем, что сейчас они имеют первостепенное народнохозяйственное значение.
Первое место в ряду этих дисциплин занимает методология
научного исследования, т.е. процессов выработки и систематизации научного знания. В настоящее время в её положении происходят важные перемены.