koob.ru

Шишкин И.И.. Книги онлайн

Шишкин И.И.

Иван Иванович Шишкин (13 (25).01.1832, Елабуга, Вятская губерния, Российская империя — 8 (20).03. 1898, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист.

Представитель дюссельдорфской художественной школы. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894 — 1895) Императорской Академии художеств.

В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но дойдя в ней до пятого класса, оставил учёбу и вернулся домой, в Елабугу, где прожил четыре года.

В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года. В апреле 1855 года ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрёл Русский музей.

Окончив курс училища, с 1857 года продолжил образование в Императорской Академии художеств, где вместе с Гине, Джонгином и другими числился учеником профессора-портретиста С.М. Воробьёва.

Уже в первый год пребывания в Академии Шишкину были присуждены две малые серебряные медали: за картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1856) и за рисунки, выполненные летом в Дубках.

В 1858 году получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, где посетил мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов.

В 1863 году Шишкин перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, которые приводили в удивление иностранцев.

На Всемирной выставке (1867) Шишкин выставил несколько рисунков и картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа».

После того, как было учреждено Товарищество передвижных выставок, экспонировал на его выставках свои рисунки пером.

С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, снова стал заниматься гравированием «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни.

В 1873 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора за приобретённую у него картину «Лесная глушь».

Среди русских пейзажистов Шишкину принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любых деревьев, кустов и трав.

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.

Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.

Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.

Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.

После вступления в действие нового устава Академии, в 1892 году Шишкин был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго.

Шишкин И.И. на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 9. Иван Иванович Шишкин
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: Л. Мельникова.

Иван Иванович Шишкин один из крупнейших русских пейзажистов.

Проникнутый бесконечной любовью к Родине, мастер на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.

Полотна художника по праву считаются шедеврами сокровищницы мирового искусства, а его талант явил собой новую эпоху отечественного пейзажа XIX столетия.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться