koob.ru

Смирнов А.В.. Книги онлайн

Смирнов А.В.

Андрей Вадимович Смирнов (12 мая 1958, Москва, СССР) — советский и российский философ, доктор философских наук (1998), профессор, член-корреспондент РАН по Отделению общественных наук (2006), академик (2016). Сфера научных интересов: логико-смысловые исследования и сравнительная философия. Специалист в области истории классической арабской философии.

Заведующий сектором философии исламского мира Института философии РАН, с 22 декабря 2015 года — директор Института. Заведующий отделением востоковедения философского факультета ГАУГН.

В 2010 году участвовал в экспертизе школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Член редакционной коллегии «Журнала Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки».

Сайт автора: smirnov.iph.ras.ru/win/staff/smirnov.htm
Смирнов А.В. на видео

Книги (7)

Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби)
Раздел библиотеки: Философия

Настоящая работа посвящена философии крупнейшего представителя средневекового арабо-мусульманского мистицизма— Мохиддина Ибн Араби. В исследовательских главах книги на основе анализа текстов мыслителя его философские взгляды рассматриваются как составляющие единую систему.

В приложении дан выполненный автором перевод сочинения Ибн Араби —"Геммы мудрости" и комментарии к нему.

Работа снабжена словарем терминов и категорий.

Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры
Раздел библиотеки: Философия

Исчислим ли смысл? Все, что появляется на поверхности нашего сознания, представляет собой осмысленность. Поддается ли ее возникновение логически упорядоченному и связному описанию? Вариативны ли стратегии формирования смысла, и если да, что означает такаявариативность для представления об универсальности разума?

Может ли «смысл» стать объектом научного описания или его фундаментальная субъективность не будет преодолена? Таковы основные вопросы, поднятые в этой книге. Их обсуждение потребовало обращения каналитической философии, лингвистике и философии языка, теориям культуры и цивилизации и другим направлениям современной мысли.

Поставленные проблемы решаются методом сравнительного анализа на материале обыденного и теоретического мышления классической арабской культуры, а их рассмотрение доведено до уровня базовых интуиций, делающих возможным возникновение осмысленности. Результатом стала формулировка оснований логики смысла — теории, объясняющей закономерности формирования смысловых структур.

О подходе к сравнительному изучению культур
Раздел библиотеки: Философия

Цикл лекций известного российского ученого, одного из ведущих специалистов в области классической арабо-мусульманской философии и культуры, профессора А. В. Смирнова, прочитанный в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов 1–4 октября 2008 года, преследует три цели.

Во-первых, дать представление об арабо-мусульманской культуре как о смысловой целостности в ее основных составляющих: языковое сознание, право, доктрина, этика, философия. Во-вторых, показать общий принцип выстраивания этих сегментов, обеспечивающий единство и органичность смыслового тела культуры.

В-третьих, раскрыть вариативность работы механизма смыслополагания в различных культурах, следствием которого служит их целостная взаимная инаковость. Сравнение понимается как метод исследования инологичной культуры, помогающий осмыслить ее на контрасте с родной культурой исследователя. Показан контраст субстанциальной и процессуальной картин мира, характерных для западной и арабо-мусульманской культур.

Издание адресовано студентам и аспирантам гуманитарных вузов, а также широкому кругу читателей.

Процессуальная логика
Раздел библиотеки: Логика

Соавтор: Солондаев В.К.

В монографии дан очерк логико-смысловой теории сознания. Показано, что сознание, взятое как cogito, полагает равновозможными «путь существования» (cogito ergo sum Декарта) и «путь действия» (cogito ergo actum, не указанное Декартом).

Первый путь разрабатывался европейской культурой на основе субстанциальной логики, или С-логики, второй — арабской культурой на основе процессуальной логики, или П-логики. Культурные практики отбирают и закрепляют в коллективном сознании только одну логику в качестве нормативной основы общественного устройства, политики, права, этики, философии. Индивидуальное сознание, взятое как cogito, всегда сохраняет возможность выбора любого из путей и любой из логик. Многологичность индивидуального сознания была подтверждена в ходе экспериментального психологического исследования. Изучалось принятие родителями решения о вакцинации ребёнка.

Обнаружено, что рассуждения в С-логике и П-логике одинаково убедительны для родителей, а выбор рассуждений в П-логике повышает шансы согласия на вакцинацию. Показаны перспективы, открываемые П-логикой в психологии и философии.

Россия в архитектуре глобального мира: цивилизационное измерение
Раздел библиотеки: Философия

Стержневая проблематика книги — вопрос о жизнеспособном цивилизационном пространстве и принципах его построения с учетом культурного многообразия и культурной динамики в современном мире. Он исследован прежде всего применительно к России в аспекте ее исторического опыта.

Особое внимание уделено незападным культурам (исламский мир, Индия, Китай), поставлена проблема типологии рациональности и ее соотношения с особенностями цивилизационного развития.

Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл
Раздел библиотеки: Философия

Стержневая проблематика книги — субъект-предикатный комплекс, взятый как ядерная форма сознания в его основных аспектах: cамосознание, чувственное восприятие, дискурсивное мышление. Обоснована принципиальная возможность осмысления любой субъект-предикатной конструкции в двух логиках — субстанциально-ориентированной и процессуально-ориентированной, эксплицирована процессуальная логика смысла. Показана необходимость дополнения традиционных методов анализа до логико-смысловых, позволяющих учесть вариативность логик осмысления.

На материале арабского языка и арабо-мусульманской культуры продемонстрирована эффективность анализа смысловых конструкций в процессуально-ориентированной перспективе на основе соответствующей логики.

«Рассыпанное» и «собранное»: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре
Раздел библиотеки: Философия

В книге исследованы основополагающие модели, сформировавшие теоретическое мышление арабо-мусульманской культуры: асл‑фар‘ (основа-ветвь), захир-батин (явное-скрытое) и другие, — на примере их функционирования при построении философского, филологического, доктринального, исторического знания.

Раскрыта роль субстанциально-ориентированной и процессуально-ориентированной логик в осмыслении соотношения части и целого, единства и множественности в вербальной и невербальной сферах. Представлено концептуальное осмысление динамики исламской культуры. Публикуются новые переводы и исследования по суфизму.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться