koob.ru

Софронова Л.А.. Книги онлайн

Софронова (Козырева) Людмила Александровна (31 марта 1941, Москва — 15 февраля 2013[2], Москва) — советский и российский филолог, историк культуры, исследователь истории славянского театра XVII–XVIII вв. Доктор филологических наук (1983). Главный научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН.

Область научных интересов: история культуры, история славянского театра, гоголеведение, сковородоведение.

Окончила в 1963 филологический факультет МГУ.

В 1962 г. принята в Институт славяноведения по приглашению и рекомендации завсектором истории культуры славянских народов Игоря Федоровича Бэлзы (позднее — отдел историко-культурных проблем, который возглавляла с 1988 по 2007 г.).

В 1969 защитила в Тартуском университете кандидатскую диссертацию «Сравнительный анализ сюжета польской драмы XVII в. „Kommunia duchowna św. Borysa i Hleba“ и группы древнерусских памятников». Одним из её оппонентов выступил Ю. М. Лотман.

В 1984 году в Пушкинском доме защитила докторскую диссертацию на тему «Поэтика славянского театра (Польша, Украина, Россия)». Одним из её оппонентов выступил академик Д. С. Лихачёв.

Книги (12)

Автопортрет славянина
Раздел библиотеки: История

Книга «Автопортрет славянина» подготовлена в Отделе истории культуры Института славяноведения РАН при участии сотрудников других научных центров Москвы, а также Праги по материалам одноименной конференции 1995 г. Эта новая работа посвящена проблемам национального самосознания, представлениям человека о самом себе как части этноса, нации. Они могут быть выражены в самых разных текстах культуры. Память о них хранит устная и письменная культура, все виды искусства.

Представления славян о самих себе выражаются также в форме научных трактатов и в публицистических произведениях. Так выстраиваются своеобразные «автопортреты», в которых можно усмотреть черты знания о самом себе, черты, участвующие в формировании национальных стереотипов. Славянские «автопортреты» выявляют конкретно выраженную связь национального самосознания с народной мифологией, политической идеологией и религиозными представлениями.

Данная книга предназначается для историков культуры, филологов, историков, искусствоведов, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами славянской культуры.

Категории и концепты славянской культуры. Труды Отдела истории культуры
Раздел библиотеки: Искусство

История культуры — это не внешняя цепь событий, где нет места случаю или повтору. Напротив, движение культуры строится на повторах и на неожиданных поворотах, при которых она сохраняет неизменными свои основные свойства. Культура целостна и едина, что подтверждается ее движением во времени, которое никогда не бывает поступательным и линейным, так как она возвращается к своим истокам, «вспоминает» отдельные ходы или предупреждает их заранее.

Память культуры всегда участвует в ее развитии. Ее, в том числе, хранит книга, одновременно являющаяся художественным феноменом, в котором развиваются сложные отношения изображения и слова. Двойственное положение книги как произведения искусства и как хранителя культуры обеспечивает ей прочное положение среди других культурных ценностей. Отношение к книге и чтению — важный признак типа культуры, характеризующий ее в ряде аспектов. Все тексты культуры, вне зависимости от особенностей их художественной формы, строятся на основе ценностных категорий, которыми являются человек, пространство, время.

Всем этим проблемам культуры и посвящена книга, в которую вошли избранные труды Отдела истории культуры Института славяноведения РАН.

Культура сквозь призму идентичности
Раздел библиотеки: Философия

В коллективном сборник собраны статьи участников круглого стола «Механизм идентификации в культуре» (2004) и конференции «Культура сквозь призму идентичности» (2005), проведенных Отделом истории культуры Института славяноведения РАН при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «История, языки и литература славянских народов в мировом социокультурном контексте».

В нем рассматриваются проблемы, значимые для всех гуманитарных наук. Авторы концентрируют внимание на процессах идентификации, происходящих в сфере истории культуры, анализируют отдельные тексты культуры с точки зрения их идентичности, учитывают различные её виды, а также действие оппозиции ложь / истина. Они раскрывают принципы действия механизма самоидентификации, выявляют мотивы и концепты, связанные с темой идентичности, присутствующие во всех видах искусства.

В сборнике в терминах идентификации исследуются отношения: автор — текст — воспринимающий, что существенно расширяет представления о действии механизма и о проблемах идентичности в целом.

Культура сквозь призму поэтики
Раздел библиотеки: Философия

В этой книге сквозь призму поэтики рассматриваются многие историко-культурные проблемы оппозиция «сакральное / светское», реализующаяся на разных уровнях культуры и меняющая свои очертания, миф и обряд, продолжающие свою жизнь в культуре, адаптируясь к новым контекстам, порождая новые мифологии и художественные формы, на которые проецируется, например, структура обряда, самые различные ипостаси человека и принципы его изображения, свидетельствующие о его позициях в культуре, пространство, которое он обживает или созерцает, его различные варианты, всегда неразрывно связанные с человеком, память культуры, механизмы которой разрешают не только повторы, но и многочисленные трансформации.

Все это проблемы не только истории культуры, но и поэтики. Их взаимодействие показано в книге, построенной на материале славянских культур XVII–XX вв. — русской, польской и украинской.

Миф в культуре: человек — не-человек
Раздел библиотеки: Искусство

Соавторы: Титова Л.Н.

Настоящая книга строится на сопоставлении результатов исследования народной и профессиональной культур. В ней прослеживается взаимодействие мифа с литературой, а также с музыкой и изобразительным искусством. Избран один мифологический аспект: человек — не-человек, который, как удалось показать авторам, присущ разным типам культур и литератур. Его художественное воплощение позволяет по-новому представить образ человека и границы этого образа, значительно расширить картину мира, в которой пребывает человек.

Исследователи касаются как проблем эксплуатации древних мифов, так и создания новых, обнаруживают связи между ними.

Мифопоэтика раннего Гоголя
Раздел библиотеки: Искусство

В монографии рассматривается сложение мифопоэтики Гоголя в его ранних повестях. Ее центральные темы, объединенные единым подходом: слово — человек / не-человек — пространство — время. Через оппозицию устность / письменность, заданную самим писателем в рамочных конструкциях повестей, исследуется природа гоголевского слова.

В них же выявляется своего рода метаописание текстов повестей, которые Гоголь создает в опоре на образец, — народный устный рассказ о сверхъестественном. Он не просто трансформирует его в литературу, а проникает в глубинные мифологические смыслы, заложенные в нем, и вслед за ним подчиняет доминантной антитезе реальное / мифологическое сюжет, расстановку противопоставленных персонажей, пространственно-временные параметры повестей.

Так формируется гоголевская мифопоэтика, в которой различимы романтические реминисценции и которую осложняют принципиально новые подходы к изображению человека, пространства и времени — они станут ведущими в поэтике авангарда.

Оппозиция сакральное/светское в славянской культуре
Раздел библиотеки: Искусство

Коллективный сборник, собравший доклады основных участников проекта «Оппозиция сакральное/светское в славянской культуре» (грант РФФИ № 00-06-80181а), представляет собой исследование этой важной для славянской картины мира оппозиции.

Анализ оппозиции сакральное/светское на различных срезах истории с учетом политических и идеологических факторов, рассмотрение ее на материале искусства и художественной жизни выявляют специфические черты культуры славян, а следовательно, и менталитета славянских народов. Для авторского коллектива понятие «сакральное» имеет не только чисто религиозный смысл, но является термином философии культуры.

Польская театральная культура эпохи Просвещения
Раздел библиотеки: Искусство

В монографии польский театр исследуется как составная часть культуры XVIII в. Автор показывает, как театр участвовал в складывании национального самосознания, пропагандируя идеологию Просвещения, противопоставляя ее старым сарматским традициям.

В работе рассматриваются проблемы театральной поэтики XVIII в. Польская театральная культура постоянно сравнивается с русской театральной культурой XVIII в.

Книга предназначена специалистам историкам, литературоведам, театроведам.

Российский феатрон: Московский любительский театр XVIII в.
Раздел библиотеки: Искусство

В книге исследуется русский любительский театр XVIII в., или театр «охотников», предназначавшийся для широких слоев московской публики. Он находился на границе народного и «ученого» искусства, литературы и театра; в его пьесах происходило стяжение низкого и высокого, смехового и серьезного; ему были свойственны развитые рамочные конструкции. Этот театр входил в круг художественного примитива.

С присущей этому виду искусства свободой драматурги и постановщики по-новому реализовывали категории зрелищности и театральности, выстраивая художественное пространство, выводя на сцену актера, способного к перевоплощению, ранее сдерживаемому множеством культурных запретов. Театр «охотников» характеризуется модальностью, которую он разделял со всей культурой XVIII в.

Старинный украинский театр
Раздел библиотеки: Искусство

В книге исследуется украинский театр XVII–XVIII вв., находившийся на пересечении таких культурных границ, как светское — сакральное, барокко — средние века, католицизм — православие. В нем, как показывает автор, отчетливо выражено существо тех процессов, которые протекали в истории культуры восточной ветви славянских народов в эпоху барокко. Так, этот театр оказался тесно связанным с ритуалом, который был в процессе формирования нового художественного языка вынесен в верхние слои текста. Эти связи обеспечили полноценное существование нового вида искусства и поставили его в один ряд с остальными в восточнославянской культуре.

Сквозь призму ритуальной природы украинского театра в книге рассматривается положение актера на сцене, функции вещи, признаки сценического пространства и времени.

Три мира Григория Сковороды
Раздел библиотеки: Философия

Основная задача работы — представить творчество Григория Сковороды в целостном виде — в современном научном освещении. Он построил концепцию, которую сам называл Христовой философией, объявив самостоятельными мирами Библию, мир и человека, представив их в сложном взаимодействии, как двойственные и взаимно отражающие один другого, естественно, подчинив их ведущей антитезе Бог-дьявол.

В книге последовательно рассмотрен каждый из миров и их отношения между собой. Особое внимание уделено языку их описания, созданному самим философом. Он анализируется в семиотическом аспекте, позволяющем разработать методы и принципы исследования сочинений Г. Сковороды, с помощью которых его концепция выстраивается как единая система в плане содержания и выражения.

В работе исследуются проблемы риторики и художественного начала, пронизывающего творчество философа. Книга предназначена для историков культуры, филологов, историков и для всех интересующихся славянской культурой XVIII в.

Утопия и утопическое в славянском мире
Раздел библиотеки: Искусство

В коллективном сборнике, собравшем доклады основных участников проекта «Утопия и утопическое в славянском мире» (грант РГНФ № 98-04-06187), представлены результаты различных аспектов изучения этого феномена.

Его авторы исследуют утопии как литературный жанр на примере произведений славянских литератур в широком временном контексте — от XVII до XX в., анализируют скрытые утопические мотивы в литературе и искусстве, реконструируют социальные программы преобразований. Большое внимание уделено исследованию культурно-антропологической функции утопии — изменению природы человека, а затем и человеческого общества.

Авторы сборника, опираясь на разнообразные источники, фиксируют обращение создателей утопий к поискам социальных решений, воссоздавая идеальный, желаемый вид социума, его экономические, политические, религиозные измерения, что позволяет сделать вывод об особом «самосознании» этого феномена культуры.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться