Книга Срезневского кратко описывает старославянские памятники на территории Болгарии и Сербии, как те, которые дошли до наших дней, так и те, о которых остались только упоминания.
Срезневский И.И.. Книги онлайнКниги (14)![]() Раздел библиотеки: История Книга Срезневского кратко описывает старославянские памятники на территории Болгарии и Сербии, как те, которые дошли до наших дней, так и те, о которых остались только упоминания. ![]() Раздел библиотеки: История «Памятники, издаваемые в этой книге. относятся, судя по письму, к XI, XII, XIII и частью к XIV веку, и отличаются от других памятников того же времени последовательным употреблением носовых гласных... Они важны и по древности и по особенности языка. Они заставляют думать, что и там, где употребление носовых гласных не было утрачено из выговора, так же, как у Русских и Сербов, давно их утративших, употребляем был в книгах с самого отдаленного времени, от которого остались памятники, не чистый Славянский язык, а смешанный с особенностями народного говора — и даже не одного, а нескольких различных». ![]() Раздел библиотеки: Религии мира Эта книга знаменитого филолога-слависта, академика Измаила Ивановича Срезневского (1812-1880) является дополненным переизданием его диссертационного исследования «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям» (1846). ![]() Раздел библиотеки: История Множество трудов древних писателей Старославянских уцелело в списках поздних. Исследования их и языка их по этим поздним спискам чрезвычайно важны; но сами по себе недостаточны; исследования древних памятников Старославянской письменности, памятников X — XII века необходимы для уяснения всех вопросов языка и литературы времени не только этого, но и прежнего, и последующего. Одним из таких исследований и начинается здесь ряд записок о Старославянской литературе. ![]() Раздел библиотеки: Лингвистика Словарь Измаила Ивановича Срезневского представляет собой уникальное собрание лексического материала по письменным источникам — древнейшим русским памятникам письменности (почти все известные до XIV века включительно, а также и более поздние по состоянию на середину XIX века). Приводимое слово сопровождается не только ссылкой на его упоминание в письменном источнике, но и переводом на латынь и русский язык середины XIX века, а так же указывается древнегреческое слово-источник для переводных слов. В первом томе представлены слова от А до К. ![]() Раздел библиотеки: Лингвистика «Словарь древнего Русского языка» представляет собой труд всей второй половины жизни И. И. Срезневского. Во втором томе представлены слова от Л до П. ![]() Раздел библиотеки: Лингвистика Вашему вниманию предлагается третий, заключительный, том, включающий слова с Р до Я, уникального труда, задачей которого, являлась систематизация лексического материала по памятникам русской письменности. ![]() Раздел библиотеки: Лингвистика Книга известного отечественного языковеда И.И. Срезневского «Мысли об истории русского языка» явилась первым опытом последовательного изложения основных этапов истории русского языка. Прекрасное знание древних памятников и славянских древностей, свободное владение всеми славянскими языками позволили автору всесторонне осветить вопросы русского языкознания. По мнению И.И. Срезневского, развитие языка проходит два периода: развитие форм и постепенная замена одних форм другими. Изучение языка невозможно без изучения его истории, всякое изменение языка имеет закономерный характер, с судьбами языка всегда связаны судьбы словесности, судьбы литературы — этими важными положениями руководствовался Измаил Иванович в своем исследовании. ![]() Раздел библиотеки: История «Солнце было обожаемо под различными названиями, или, правильнее выражаясь, Мифология Славянская представляет несколько божеств солнечных, связанных, вероятно, узами родства. К божествам солнечным принадлежали: Хорс-Дажь-бог, Волос, Сварожичь, Радагаст, Святовид, Яровит, Ясон и пр.» ![]() Раздел библиотеки: Фольклор Роженицы представлялись воображению славян то парами, то триадами. Они были призываемы и почитаемы при родах, одаряющие новорожденных дарами счастья. С ними связано было и верование во влияние звезд, что можно родиться под несчастной или счастливой звездой. Им посвящались первые волосы детей в надежде на их покровительство. Считалось, что они жительницы неба или горных пещер. ![]() Раздел библиотеки: История «Для нас кажется очевидной связь калеки с покалеченым нищим, просящим подаяние. Но калики перехожие древней Руси вовсе не калеки. Клюки у калик в сорок пудов, у некоторых калик в былинах вместо шапки колокол в тысячу пудов. Срезневский приводит место из Псковской летописи, где 50 человек во главе с калекой Карпом Даниловичем побивают немцев на поле брани, и справедливо замечает: „Не мог же Карп Данилович калека быть действительно искалеченным бедняком...“. Что же это за богатыри? Что за братство (братчину) они составляли? Срезневский считает подобные союзы заимствованными из средневековых европейских фратрий, но так ли это? Другие исследователи (А.Н. Веселовский, А.А. Синягин) склоняются к заимствованию из византийско-болгарского юга с его богумильской традицией или с западными еретическими движениями (богемские братья и т.д.). Непонятно почему Срезневский увидел трудность в этимологии слова калика-калека, кстати, являющееся однокоренным с клюкой от слова клонить, колено, калечить и т.д. Можно обратить внимание на существование духовных дружин кэлушариев в Болгарии, Румынии (тоже дающих обет, выбирающих атамана и т.д.). Можно ли видеть в этом явлении осколки дохристианского обычая? Что объединяло людей в подобные братства? Какое общее дело подвигало их к путешествию? В общем, вопрос не такой простой, как кажется». ![]() Раздел библиотеки: История Книга известного отечественного этнографа, филолога-слависта И.И.Срезневского, в которой исследуется богослужение славян-язычников. Книга состоит из двух глав. Первая глава посвящена описанию святилищ языческого богослужения. В ней приводятся сведения о местах поклонения славян стихийным божествам воды и огня, о горных и лесных святилищах, о городищах, представлявших собой переход от простых жертвенников к храмам, а также о храмах и идолопоклонстве. Вторая глава рассматривает обряды богослужения. Автор рассказывает об исполнителях обрядов — жрецах, о поклонении и молитвах, о разного рода жертвоприношениях (они включали возношения благовониями, яствами и оружием, а также собственные жертвы — заклания и сожжения животных и людей), о гаданиях жребием и прорицаниях и, наконец, о порядке богослужебного обряда и религиозных пиршествах и играх, его сопровождавших. Во введении представлен общий очерк языческих верований славян. Книга будет интересна как специалистам — историкам, этнологам, славистам, культурологам, религиоведам, так и широкому кругу читателей. ![]() Раздел библиотеки: Человек Лекции читанные в Императорском С.-Петербургском университете в 1865-1880 гг. Срезневским И.И. русским филологом-славистом, этнографом, палеографом. Академиком Петербургской АН. ![]() Раздел библиотеки: История Эта небольшая статья рассказывает о быте, некоторых обычаях фриульских славян. Немногие знают, что в Италии есть, оказывается, славяне. Эта статья о них. Добавить отзыв |
Авторы сайта Владимир Никонов & Георгий Ефимов |
Библиотека «Куб» Поддержать проектПодписаться |