koob.ru

Срезневский И.И.. Книги онлайн

Срезневский И.И.

Измаил Иванович Срезневский (1 [13] июня 1812, Ярославль — 9 [21] февраля 1880, Санкт-Петербург) — русский филолог-славист, этнограф, палеограф.

В 1837 защитил магистерскую диссертацию «Опыт о сущности и содержании теории в науках политических». В 1839-42 Срезневский побывал во всех славянских землях и крупных городах государств Центральной Европы, в библиотеках которых хранились славянские рукописи. В 1842 Срезневский начал читать курс по истории славянства и славянских языков в Харьковском университете.

В 1846 Срезневский защитил диссертацию «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям», став первым в России доктором славяно-русской филологии. С 1847 Срезневский — профессор Петербургского университета. Его учениками были Р.Ф. Брандт, А.С. Будилович, В.И. Ламанский, М.И. Сухомлинов, Н.С. Тихомиров.

Срезневский впервые сформулировал требование исторического изучения языка в связи с историей народа и высказал мысли о времени образования русских диалектов. Начиная с 1850-х Срезневский издал много древнерусских и древнеславянских памятников, открыл новые, не известные ранее («Саввина книга», «Листки Ундольского», «Киевские глаголические отрывки» и др.). Срезневский впервые разработал теоретическую основу славяно-русской палеографии, поставив ее изучение на научную основу.

Делом почти всей жизни Срезневского и венцом его трудов явились «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам», изданные посмертно (1893-1912).

Срезневский И.И. на видео

Книги (14)

Древние памятники письма и языка юго-западных славян (IX-XII вв.)
Раздел: История

Книга Срезневского кратко описывает старославянские памятники на территории Болгарии и Сербии, как те, которые дошли до наших дней, так и те, о которых остались только упоминания.

Древние славянские памятники юсового периода
Раздел: История

«Памятники, издаваемые в этой книге. относятся, судя по письму, к XI, XII, XIII и частью к XIV веку, и отличаются от других памятников того же времени последовательным употреблением носовых гласных... Они важны и по древности и по особенности языка.

Они заставляют думать, что и там, где употребление носовых гласных не было утрачено из выговора, так же, как у Русских и Сербов, давно их утративших, употребляем был в книгах с самого отдаленного времени, от которого остались памятники, не чистый Славянский язык, а смешанный с особенностями народного говора — и даже не одного, а нескольких различных».

Исследование о языческом богослужении древних славян

Эта книга знаменитого филолога-слависта, академика Измаила Ивановича Срезневского (1812-1880) является дополненным переизданием его диссертационного исследования «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям» (1846).

Исследования и замечания о древних памятниках старославянской литературы
Раздел: История

Множество трудов древних писателей Старославянских уцелело в списках поздних. Исследования их и языка их по этим поздним спискам чрезвычайно важны; но сами по себе недостаточны; исследования древних памятников Старославянской письменности, памятников X — XII века необходимы для уяснения всех вопросов языка и литературы времени не только этого, но и прежнего, и последующего.

Одним из таких исследований и начинается здесь ряд записок о Старославянской литературе.

Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 1. А-К

Словарь Измаила Ивановича Срезневского представляет собой уникальное собрание лексического материала по письменным источникам — древнейшим русским памятникам письменности (почти все известные до XIV века включительно, а также и более поздние по состоянию на середину XIX века).

Приводимое слово сопровождается не только ссылкой на его упоминание в письменном источнике, но и переводом на латынь и русский язык середины XIX века, а так же указывается древнегреческое слово-источник для переводных слов.

В первом томе представлены слова от А до К.

Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 2. Л-П.

«Словарь древнего Русского языка» представляет собой труд всей второй половины жизни И. И. Срезневского. Во втором томе представлены слова от Л до П.

Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 3. Р-Я

Вашему вниманию предлагается третий, заключительный, том, включающий слова с Р до Я, уникального труда, задачей которого, являлась систематизация лексического материала по памятникам русской письменности.

Словарь Измаила Ивановича Срезневского представляет собой уникальное собрание лексического материала по письменным источникам — древнейшим русским памятникам письменности (почти все известные до XIV века включительно, а также и более поздние по состоянию на середину XIX века). Приводимое слово сопровождается не только ссылкой на его упоминание в письменном источнике, но и переводом на латынь и русский язык середины XIX века, а так же указывается древнегреческое слово-источник для переводных слов.

Из словаря можно узнать, что слово «Съводьникъ» означало вождь, повелитель и впервые упомянуто в «XIII словъ Григория Назианзина» по списку XI века.

Для всех, кто интересуется русской культурой.

Мысли об истории русского языка

Книга известного отечественного языковеда И.И. Срезневского «Мысли об истории русского языка» явилась первым опытом последовательного изложения основных этапов истории русского языка. Прекрасное знание древних памятников и славянских древностей, свободное владение всеми славянскими языками позволили автору всесторонне осветить вопросы русского языкознания.

По мнению И.И. Срезневского, развитие языка проходит два периода: развитие форм и постепенная замена одних форм другими. Изучение языка невозможно без изучения его истории, всякое изменение языка имеет закономерный характер, с судьбами языка всегда связаны судьбы словесности, судьбы литературы — этими важными положениями руководствовался Измаил Иванович в своем исследовании.

Об обожании Солнца у Древних Славян
Раздел: История

«Солнце было обожаемо под различными названиями, или, правильнее выражаясь, Мифология Славянская представляет несколько божеств солнечных, связанных, вероятно, узами родства. К божествам солнечным принадлежали: Хорс-Дажь-бог, Волос, Сварожичь, Радагаст, Святовид, Яровит, Ясон и пр.»

Роженицы у славян и других языческих народов
Раздел: Фольклор

Роженицы представлялись воображению славян то парами, то триадами. Они были призываемы и почитаемы при родах, одаряющие новорожденных дарами счастья. С ними связано было и верование во влияние звезд, что можно родиться под несчастной или счастливой звездой. Им посвящались первые волосы детей в надежде на их покровительство. Считалось, что они жительницы неба или горных пещер.

Русские калики древнего времени
Раздел: История

«Для нас кажется очевидной связь калеки с покалеченым нищим, просящим подаяние. Но калики перехожие древней Руси вовсе не калеки. Клюки у калик в сорок пудов, у некоторых калик в былинах вместо шапки колокол в тысячу пудов. Срезневский приводит место из Псковской летописи, где 50 человек во главе с калекой Карпом Даниловичем побивают немцев на поле брани, и справедливо замечает: „Не мог же Карп Данилович калека быть действительно искалеченным бедняком...“.

Что же это за богатыри? Что за братство (братчину) они составляли? Срезневский считает подобные союзы заимствованными из средневековых европейских фратрий, но так ли это? Другие исследователи (А.Н. Веселовский, А.А. Синягин) склоняются к заимствованию из византийско-болгарского юга с его богумильской традицией или с западными еретическими движениями (богемские братья и т.д.). Непонятно почему Срезневский увидел трудность в этимологии слова калика-калека, кстати, являющееся однокоренным с клюкой от слова клонить, колено, калечить и т.д.

Можно обратить внимание на существование духовных дружин кэлушариев в Болгарии, Румынии (тоже дающих обет, выбирающих атамана и т.д.). Можно ли видеть в этом явлении осколки дохристианского обычая? Что объединяло людей в подобные братства? Какое общее дело подвигало их к путешествию? В общем, вопрос не такой простой, как кажется».

Святилища и обряды языческого богослужения древних славян
Раздел: История

Книга известного отечественного этнографа, филолога-слависта И.И.Срезневского, в которой исследуется богослужение славян-язычников. Книга состоит из двух глав.

Первая глава посвящена описанию святилищ языческого богослужения. В ней приводятся сведения о местах поклонения славян стихийным божествам воды и огня, о горных и лесных святилищах, о городищах, представлявших собой переход от простых жертвенников к храмам, а также о храмах и идолопоклонстве.

Вторая глава рассматривает обряды богослужения. Автор рассказывает об исполнителях обрядов — жрецах, о поклонении и молитвах, о разного рода жертвоприношениях (они включали возношения благовониями, яствами и оружием, а также собственные жертвы — заклания и сожжения животных и людей), о гаданиях жребием и прорицаниях и, наконец, о порядке богослужебного обряда и религиозных пиршествах и играх, его сопровождавших. Во введении представлен общий очерк языческих верований славян.

Книга будет интересна как специалистам — историкам, этнологам, славистам, культурологам, религиоведам, так и широкому кругу читателей.

Славяно-русская палеография XI-XIV вв.
Раздел: Человек

Лекции читанные в Императорском С.-Петербургском университете в 1865-1880 гг. Срезневским И.И. русским филологом-славистом, этнографом, палеографом. Академиком Петербургской АН.

Фриульские славяне
Раздел: История

Эта небольшая статья рассказывает о быте, некоторых обычаях фриульских славян. Немногие знают, что в Италии есть, оказывается, славяне. Эта статья о них.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться